Jan04

ВОПРОСЫ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ

Author // Виталий Волчанский Categories // ДЕКАБРЬ 2010

ГРУППЫ ПРОСЛАВЛЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

В последнее время часто поднимается вопрос о допустимости или необходимости групп прославления в наших церквах.

В интернете целый ряд  статей  отстаивают их и рекламируют как самый современный  и благословенный вид музыкального служения, пришедший на смену устаревшему и «ложащемуся бременем» хоровому пению. Но далеко не во всех церквах эта форма служения находит понимание и одобрение,  поэтому часто вопрос их приемлемости среди наших верующих вызывает горячие дискуссии. Поскольку этот вопрос стал болезненным в ряде мест, а большинство наших братьев  и сестер не имеют достаточно аргументированной и достоверной информации о их природе и деятельности,  встала необходимость более подробно рассмотреть эту проблему, как в духовном, так и в музыкальном планах, опираясь на имеющуюся в наличии возможно более достоверную информацию.

Чтобы распознать сущность явления или идеологии,  нужно  попытаться увидеть их конечную цель и посмотреть на его крайние проявления. Хотя в отдельных случаях до них может и не доходить, тем не менее, именно они открывают сущность всего направления, а не те отдаленные результаты, к которым рано или поздно приходит все явление. Поэтому проанализируем факты, имеющиеся в распоряжении, и сделаем общие выводы об его природе.

Кроме того песни в исполнении различных групп  в большом количестве выставлены в интернете и для тех, кто хочет ближе ознакомиться с их творчеством, остается только открыть  сайт «группы прославления» на YouTube или на многих других христианских сайтах. (Для экономии места, в этой статье я буду называть эти группы сокращенно—ГП).

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПО СЛОВУ БОЖЬЕМУ

Для начала определимся с понятиями «поклонение» и «прославление». Выражение «поклонение»  от слова  «покланяться» - чтить как Бога, обожать, признавать  Богом,  божеством (Толковый Словарь Живого Великорусского Языка Том 3, стр. 237). Примеры: «Богу твоему поклоняйся…»  (Мф.4:10).
«Прославление» - от слов прославить, прославлять: «сделать славным, даровать славу; воздавать кому, чему, хвалу, славословить, восхвалять» (Толковый Словарь Живого Великорусского Языка. Том 3, стр. 503).  Примеры: «принеси в жертву Богу хвалу» (Пс.49:14);   «хвала Ему в собрании святых» (Пс.149:1).

Хотя участники ГП употребляют  часто слова поклонение и прославление  в одном значении,  как одно  понятие, на самом деле, как видно из толкового словаря,  это разные понятия, хотя и одного порядка.  Но поскольку сам вопрос возник именно из-за  того, что сторонники ГП считают, что мы не умеем прославлять Бога как должно,  то о прославлении только мы и будем рассуждать.

В рамках этой статьи мы будем рассматривать только прославление человеками Бога,  воздаяние хвалы и благодарения Богу и Христу в церкви, во время служения. Суть прославления Бога хорошо раскрывается в 99-м псалме: «Входите во дворы Его со славословием, во дворы Его с хвалою. Славьте Его, благословляйте Имя Его! Ибо благ Господь: милость Его во век, и истина Его в род и род» (Пс.99:4-5). То есть, главная причина прославления Бога - наша благодарность Ему за Его любовь и спасение, и за все дальнейшие милости и благословения по отношению к нам, во всех многообразнейших вариациях. Из многих  мест Священного Писания можно заключить, что Бог хочет, чтобы мы благодарили Его, воздавали Ему хвалу, прославляли за Его любовь постоянно: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес.5:16-18).  Отметим, в каких формах выражалось библейское «прославление»,  «хвала» и «благодарение» в богослужениях в Ветхом и Новом заветах. 

1. Молитвы благодарности: (Пс.110:1; Пс.117:19, 28).
2. Славословия (хвала уст), включая все виды устного прославления Бога—слова,  стихи, проза, прославляющие Бога и Христа (Евр.13:15; Дан. 6:10; 1 Пар. 29:13; Пс.32:1 и другие).
3. Прославляющее пение — (Пс.27:7; Иак.5:13; Кол.3:16; Еф.5;19), включающее:  а)  гимны общего пения хвалебного и благодарственного  содержания  - «песнопения духовные»  (Еф.5:19); «песни хвалебные» (Неем.12:46); б) Псалмы  - хоровые, сольные, как на тексты псалмов, так и на другие, хвалебно—прославительного содержания; 
4. Проповеди.

Есть ли в наших богослужениях такие формы служения?

Присутствует ли прославление Господа в собраниях?

Я думаю, все согласятся, что есть.  Все присутствующие в церкви славят Бога через песнопения духовные  и молитвы. И говорят «слава Богу!» на прекрасное пение или стихи.  Разве это не прославление Бога? И так  было на протяжении всей истории христианства.  Естественно, что в проведении служения со временем что-то менялось  (продолжительность проповедей, их количество, содержание; мелодика и характер песен), но все основные атрибуты богослужений  оставались прежние. И имя Божие славилось. Как и сегодня.                   

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ?

Вот мнение певцов ГП о своей роли:  «Группа прославления - это не вокально-инструментальная группа, это служение, цель которого - воздавать Славу Господу!» (с интернета).

Очень хорошая декларация, мы все можем под ней подписаться. Сказать «аминь». Так как все наши служения созданы именно для этой цели. И нового в этом нет. И  все  рок-группы тоже под этим лозунгом работают. И все деноминации так думают. Но каковы конкретные результаты — это другое дело. По ним и надо давать оценку каждому явлению. Поэтому посмотрим на факты и сделаем свою оценку.

Прославление—движение  не однородное. Есть там просто играющие и поющие составы, участвующие в служениях наряду с хорами, различными ансамблями, солистами и не претендующие на какое-то особо «возвышенную» роль в церкви. Они поют  содержательные гимны в благоговейной манере и ведут себя скромно. К ним нет претензий, это обычное явление в наших церквях. Но эти исключения - малое меньшинство, не отражающее сути явления.  Часто они и не называют себя этим именем. Остальные же в массе своей—весьма близки по манере, составам, репертуару,  а главное - по духу. Поэтому будем анализировать именно то, что характерно для основного направления. А типичная ГП - это рок-группа, с эпизодическими добавлениями  каких-то случайных инструментов, не играющих существенной роли в общем музыкальном плане, а скорее используемых в декоративных целях, для создания особого имиджа, придания оригинальности (например, трещотки, бубны, скрипки, виолончель, духовые, аккордеон и т.д.). Вокальная сторона представляется самыми разнообразными сочетаниями: от 2-3 солистов до больших групп, иногда включающих и детские хоры.  Но главную роль играет все-таки рок-группа. Именно она делает погоду. Вот подтверждение самих  поклонников:

«В конце 20 и начале 21 века, музыка поклонения наилучшим образом включает в себя целый ряд звуков и инструментов: от простых акустических до супер - технологичных. Независимо от того, в каком настроении, оно играется: в буйном неистовстве  или в спокойном и мягком, сегодняшнее поклонение твердо связано с вездесущим, прочным ритмом барабанов».  Автор статьи: Mike Kinard.  Источник: Реактор веры. //www.ustream.tv/ Можно произнести только: «Аминь».  Яснее не скажешь.

Вот еще пример понимания ими роли барабанов в богослужении: «...барабаны контролируют духовный поток хвалы и поклонения, обеспечивая твердый пульс, необходимый, чтобы склеить или соединить оркестр или группу вместе. Кроме того, барабаны несут энергию, возбуждение и настроение в момент поклонения». (Барабаны в современном поклонении, интернет). Заметим, не просто контролируют ритм или темп, но - духовный поток хвалы. О каком же действии Духа Божия можно говорить, если духовный поток контролируется барабанами??...

А мы  верим, что Господом!

Исторически, группы прославления являются порождением «Богослужения празднования» – модного богослужения в стиле мега-церквей. «Данный вид поклонения чрезвычайно популярен сегодня. Называется он «Богослужением празднования» («Celebration») или реже «Давидов стиль богослужения». Эта сравнительно молодая форма богослужения обрела свое начало среди пятидесятнических церквей Новой Зеландии во второй половине 60-х годов прошлого века.

....Стержнем «Богослужения празднования» является не столько проповедь, сколько музыка в стиле «хвалы и поклонения». Основной особенностью такого служения является участие «группы прославления», которая собственно и ведет первую часть богослужения. Во время этой части все собрание исполняет несколько песен хвалы и поклонения, иногда даже повторяя их по несколько раз, при этом непременно используются тамбурины, другие ударные и струнные инструменты, и все это, в большинстве случаев, сопровождается танцами. Пение может прерываться на не¬сколько минут для кратких молитв, свидетельств о вере или чудесах.

...Подлинность поклонения для сторонников стиля «Богослужения празднования» измеряется силой эмоциональных переживаний  и количеством новообращенных. Одна из основных опасностей – это театральность богослужения, которое становится евангелизационным концертом.

....«Богослужение празднования» заимствует свое содержание из программ, из развлекательных форм поклонения. Богослужение – уже не разворачивающаяся миссия Бога, а различные действия «поклонения» в виде музыкальных или драматических номеров, рассчитанных на развлечение и привлечение внимания целевой аудитории ...

Музыкально-развлекательная программа заменяет руководство Святым Духом на манипуляцию человеческим сознанием:

1. Музыкальный драйв «заводит» толпу,  вводит её в должное состояние - стадия возбуждения;                                         
2. Музыка становится плавной, перемежаясь с молитвами и медленными телодвижениями – наслаждение от выброса в кровь эндорфинов, так называемых гормонов радости;                                                 
3. Заряжение толпы позитивной идеологией в исполнении экспрессивного проповедника-шоумена».  Ориентир на процветания в земной жизни, отменное здоровье, богатство, успех. «Мы - дети Божии и должны жить лучше всех! Вам нужны деньги? Они есть у Бога. Нужен миллион? Или десять? Или самую лучшую машину? Разве это для Бога трудно? Просите, и Он даст вам и еще больше!»...

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Теперь - о природе вдохновений и благословений, и якобы особой  «духовности» и избранности музыкантов. Почему–то, начиная с ветхозаветних дней,  хоровые служители никогда не претендовали на особое,  исключительное  положение в служении. Левиты, певцы Ветхого завета, скромно исполняли свое служение в храме. Пелись различного рода песнопения в синагогах. Но никто из них не претендовал взять на себя роль пророков или священников и духовно вести за собой израильское общество. А вот теперь «прославители»  утверждают, что именно они вводят церковь «во двор храма», потом — «в святое», и далее — «в святое святых», и в какое—то особое, «пророческое поклонение».  Во время торжественных  шествий в Иерусалиме певцы и музыканты шли впереди и играли и пели, но отнюдь не чувствовали себя главными персонами наряду с остальными, исполняющими другие служения. И многие века певцы не брали на себя такой смелости.  Наоборот: в храмах, соборах, церквах - хористы даже не сидели (стояли) перед прихожанами. Они пели «на хорах», то есть на 2-м ярусе, сзади, не видимые для тех, кто стоял внизу, за их спиной. Именно, чтобы не привлекать внимание к себе, но чтобы люди внимали словам и высокой  торжественной музыке псалмов и отдавали славу и почести Богу, а не певцам. (В противоположность, например,  оперным спектаклям). Это полностью соответствует словам Христа: «Говорите: мы рабы, ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).  И у нас, в некоторых церквях, общее пение сопровождали музыканты, у других — пели в микрофон регента или хористы, знающие наши гимны, но пели от души и радостно славили Бога. И пели вместе знакомые гимны, зная их настрой и содержание, пели осмысленно. Они успешно обходились без особых «поводырей в прославление» и не считали, что кто-то должен стоять в этом деле посредником между нами и Богом. А вот у «прославителей» — как раз противоположное  мнение. Вот  как объясняют свое назначение и роль в церкви сами современные «прославители». Это — верная характеристика явлению, исходящая не от противников, но от самих участников. Проанализируем все высказывания и в свете Слова Божия  сделаем свои выводы: верна ли их позиция и пригодно ли для наших церквей  такое нововведение.

Вот рассказ о возникновении одной группы и её становления  со слов её лидера (взято из интернета): «Это было время, когда пастор практически не проповедовал. Все время служения было посвящено поклонению и молитве. Так как опыт подобного поклонения в церкви был невелик, многие общецерковные служения стали похожи на трудные роды. Я понимал что происходит, так как переживал нечто подобное в личном поклонении. Но для многих людей в церкви, привыкших слепо следовать за лидером, поклонение во время служения превратилось в ожидание знакомой песни из старого репертуара, когда б они могли точно знать, что, как и когда нужно петь. Молитвенный поиск, некоторая неопределенность, незнакомая музыка и слова, рождающиеся прямо на служении, приводили многих в замешательство. Посыпались упреки в сторону музыкального служения. Недовольные стали покидать церковь. Со стороны могло действительно показаться, что служение разваливается. Но я испытывал странное удовлетворение от  происходящего».

Вникнем в суть. Оставим в стороне выспренние общие слова, вроде «молитвенного поиска». Кто и что бы ни «творил» в среде верующих, всегда начинают с этой обязательной формулы, но в результате почему-то очень часто получаются «не молитвенные» плоды и последствия. И вот какая здесь вырисовывается картина, если эти словеса перевести на нормальный русский язык: в церкви происходит болезненный переворот — «кризис духовный», пресвитер не проповедует, «служение разваливается». Сразу задумаемся,  какой дух действует в церкви в это время, под чьим влиянием она находится, что не пресвитер, не духовные служители, а какой-то музыкант, лидер прославления, своими экспромтами «назидает» церковь? Вместо глубоких проповедей и привычного любимого хорового и общего пения - какое-то странное развлекательное действо, не воспринимаемое членами церкви и слепые «поиски» неизвестно чего. Можем так же себе представить, на что были похожи слова и музыка песен, рождавшихся «прямо на служении». Могли ли они вдохновлять и приводить в восторг слушателей??  Результат:  люди стали покидать церковь. Вероятно, именно эта «революция», инспирированная любителями новых преобразований, и была одной из причин болезни. Было ли это «особым благословением»?  Весьма показательна реакция, надо понимать, особо глубоко духовного, «молитвенного», лидера на эту печальную картину разрушения: «Со стороны могло действительно показаться, что служение разваливается. Но я испытывал странное удовлетворение от происходящего».  Не правда ли, это режет слух не только духовного лидера, но и христианина вообще? И все это выдаётся за действие Духа Божия!? Если в вашей церкви будет рушиться служение, будете ли вы  радоваться? Даже в надежде на то, что потом все же может получиться что-то хорошее? (Но когда никто не знает, что будет в конце и к чему придет дело!). А пока - члены церкви в негодовании будут уходить из неё?? Божий ли это путь—разрушение ради неизвестно чего? И еще, возникает резонный вопрос: «А была ли вообще необходимость разрушать устроенное служение, приносящее удовлетворение и благословение членам церкви, и навязывать то, что они не хотят? Была ли в этом воля Божия? Может, надо было молиться об очищении, об устройстве служения? А не «ломать» церковь, навязать ей свои новшества и вести ее в другом направлении, даже против мнения большинства». Сломать - это достаточно не сложно в наших условиях, уже есть этому  много примеров ...                                                                                                                                              Послушаем дальше об источниках  благословения певцов группы: «Когда я был лидером поклонения, готовясь к служению, я ломал голову над тем, что необходимо сделать во время служения, чтобы получить желаемый отклик от людей. У каждого лидера поклонения есть набор «рычагов» и «кнопок», нажимая на которые они добиваются определенной эмоциональной атмосферы в церкви».

Остановимся. Осмыслим. «Поклонники» постоянно внушают нам, что Дух Божий сходит и свободно действует во время их «прославления», и «ведет» их и церковь. Оттуда—неконтролируемый, приходящий свыше эмоциональный подъем, возгласы, жестикуляция, падения, и т.д. А тут мы встречаем совсем другое объяснение: весьма прозаический набор средств, «рычагов» и «кнопок», которыми манипулирует лидер, чтобы привести всех в состояние возбуждения, которое и выдаётся за особое действие Духа Божия. Не об особо глубоком духовном переживании идет речь, не о воздействии Святого Духа, как нам пытаются внушить, а о достижении нужного  эмоционального состояния. Вот где она - правда. То, о чем мы подозревали, однозначно подтвердили, спасибо им, сами «прославители».
О том, что прозаическая продуманность  и искусственная артистическая игра выдается за «духовность»,  свидетельствует и известный брат А.К., профессиональный музыкант, певец, широко известный в нашем братстве.  Он оказался случайным свидетелем подготовки к служению участников ГП, которые за час перед выступлением в одной церкви, на репетиции, уже «практиковались»: воздевали руки, поднимали взоры ввысь, восклицали «аллилуйя!» - явно не под действием особенных духовных переживаний, так как в то же время болтали, смеялись,  перебрасывались шутками.  То есть, просто  репетировали свою роль - готовились к выходу на сцену, так же, как  это делают все артисты. Вот эти отлаженные приемы «искусственного вдохновения» и создают у зрителей  впечатление особой «духовности», особого воодушевления свыше,  и эмоционально настраивают слушателей.

Еще пример, как достигалось «исполнение духом»  членов другой группы  ГП (я пишу дух с маленькой буквы, так как не уверен, какой именно дух сходил на них под действием их «методики» освящения).  Вот еще одна выдержка с интернета Церковь «Дом  Отца»:  «С нынешним, третьим составом, Бог лепил что-то необычное. Мы просто собирались вместе и зависали на квартире у кого-то из нас, общались, поклонялись вместе, чудили.  Мы просто прославляли, и Дух Святой приходил. Мы просто общались, и присутствие Духа Святого было с нами. Мы просто молились друг за друга, и Дух Святой касался нас. Даже когда мы дурачились, и тогда Дух Святой был с нами» ...  Дух Святой двигался в большой свободе, и мы были в восторге от этого. Мы постоянно находились в состоянии маринования и заквашивания Божьим присутствием. Это было весело и каждый раз необычно. Нельзя было предугадать, что Бог будет делать на прославлении, на служении или на репетиции». Не правда ли, несколько странное откровение?  Согласимся, что сами  выражения «маринование и заквашивание Божьим присутствием» звучит несколько кощунственно. И, вероятно,  свидетельствует о соответствующем состоянии духа. Похожи ли эти слова на слова пророков, исполненных Духом Святым, когда они говорили с Богом или возвещали Его слова? Можем мы предположить, что в таком состоянии музыканты действительно имели особое исполнение Духом Божиим и могли вместо священников вести церковь даже и в «святое святых»?  И Бог ли что-то непредугадываемое делал с ними? Действия Божии мы не в силах предугадать, но по свидетельству Слова Его, видим, что таким образом Бог никогда не действовал!  О  схождении Духа Божия мы читаем в Библии много, но нигде, чтобы Он сходил во время «одурачения», или когда люди «чудят» и «просто общаются». Ученики, например,  когда на них сошел Дух Святой, находились в молитве и святом общении. Но никак не в «одурачении». Согласимся, это несколько разные состояния.  А  как это понимать: «Двигался в большой свободе»? Дух Божий мог там  присутствовать, но чтобы двигался? И что это за свобода? Все эти словеса настолько не по-евангельски звучат... И потом, что произошло, что Дух Божий раньше не приходил от барабанного боя, а теперь — стал приходить? В псалмах мы встречаем указания на сопровождение  на гуслях, псалтыри, арфе, 10-струнном орудии, флейтах—свирелях. Но нигде — на барабанах или тимпанах громогласных! «Хвалите Его на тимпанах» — это не конкретное сопровождение псалма, а указание, что и тимпан может быть использован для хвалы. Но только на своем месте; не сопровождать камерное пение и молитву, а — при огромном скоплении народа, тысячах людей, как в Израиле на праздниках. Как  в современных духовых оркестрах, играющих на улице или в больших залах, где необходимо мощное звучание. Разве Господь меняется в зависимости от времени и наших вкусов, что теперь нужен барабанный бой для Его вхождения? Или  это не тот же дух?  Можно предположить, что и плоды духа, который сходит при дурачении, будут соответствующими. Не думаю, что все мы мечтаем об исполнении таким духом и об подобных его плодах.  Но, что особенно грустно, - все эти свидетельства не исключение, а правило. Предлагаю один такой плод. Группа «Новый Иерусалим» поет:

Ну, скажи, я сошел с ума, попробуй меня понять.
Я теперь только начал жить и начал мечтать.
Не вини меня, ведь я не такой, как был, ведь сам Бог во мне.
Все, что хочешь ты, – игры между мной и тобой. Я хочу любви, ты пойми.


Послушаем по этому поводу мнение нейтрального человека, корреспондента светской газеты: «Вот уж, действительно, попробуй его понять: чего он хочет? Любви, удовольствий, того, что нравится (в тексте – обращение к девушке!), но в том, что Бог в нём, – не сомневается. Христианин, стало быть... Не удивляйтесь, читатель. «Собственно, в идеале таким и должен быть текст подобных песен, чуть изящнее инструкции по пользованию сковородой» – просвещает, или приводит в чувство нас, христиан, совершенно мирской человек, корреспондент «Аргументы и факты» в статье «Бред сивой попсы».  (Христианская газета).

Примеры слов некоторых песен ГП приложены. И хотя я много чудес готов был увидеть в «прославлении», но такую глубину духовности все же предположить не мог! Среди «10 лучших песен ГП» в интернете — известная уже 40 лет детская песня  В. Шаинского: «Дружба крепкая не сломается, /Не расклеится от дождей и вьюг».

Посмотрите, кому  интересно. Что это - откровенное  свидетельство об их высоких духовных стандартах или циничная демонстрация пренебрежения к нашим принципам? Ведь 10 лучших песен прославления — это реклама духовной Христианской музыки! Или для них уже вовсе нет границ между взглядом духовным и мирским? Ведь всему есть свое время и место!  Или это свидетельство того, что эти люди не отдают себе отчета в том, что они, претендуя на служение Богу, не понимают той огромной ответственности за все, что делают пред Богом и людьми. Это что, этакая духовная инфантильность? Но о каких же тогда высоких материях говорить?!!

Выводы?  Если отбросить всю высокопарную риторику об особом избрании, пророческих поклонениях и весь тому подобный камуфляж, а посмотреть, как делаются все эти «чудеса»  на практике,  нужно быть уж совсем по-детски наивными,  чтобы поддаваться на подобные уловки и верить, что это — особое благословение свыше.                                            

МИФ О БАРАБАНАХ

Нам  объясняют, что ГП опираются на вековые традиции, уходящие корнями в тысячелетия, а не копируют харизматов и им подобных.  И что подобная музыка прославления была якобы еще и в Ветхозаветнем  Израиле, и во времена Христа, а позднее  - и в апостольских церквах. И что исстари при поклонении Богу музыка была непременно с барабанами и прославляли Бога с танцами, («ликами»), с весельем, ну почти как в современном  рок - шоу!!! (смотрите статьи в интернете о прославлении). Таким агитаторам развеселого прославления советую открыть вэб-сайт «Музыка древнего  Израиля» и почитать, что, во-первых, в храме  музыка была возвышенная и строгая, а о танцевальности и речи небыло:

«К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение, респонсорное пение - соло, сопровождаемое хоровыми репликами - «ответами», хоровое исполнение без солиста (возможно разделение хора на две группы и диалог между ними - так называемый антифон).  В Мишнаитском трактате Тамуда  описаны ежеутренние жертвоприношения, сопровождавшиеся музыкой, а в трактате Арахин даны сведения о коллективе музыкантов в храмовом оркестре. Из других источников мы знаем, что в каждый день недели исполнялись свои псалмы. В Храме дозволялось играть на музыкальных инструментах даже в субботу, потому что территория Храма - особая территория, где действуют свои законы. В Первом Храме ансамбль левитов-музыкантов, как и хор левитов-певцов, состоял как минимум из двенадцати взрослых мужчин, а в особых обстоятельствах разрастался до «бессчетного количества» участников. В эпоху Второго Храма число музыкантов могло быть существенно меньше, чем число левитов, и среди первых могли быть и не левиты. Интересно, что некоторые духовые инструменты в оркестре не участвовали, а звучали лишь в паузах как сигнал к очередному этапу храмового ритуала. Барабаны и бубны по-прежнему оставались вне литургии». (Советую защитникам барабанного боя выписать эту фразу и заучить наизусть).

Вот так — барабанам в богослужении (литургии) места как раз и не было... И не было в ней хоть что-то подобного  танцевальной и легкой музыке, тем более—ничего подобного  сегодняшней демонической и по природе, и по характеру  рок-музыке.   А после разрушения храма вовсе музыка в литургии была запрещена. «Когда в 70 году н. э. в результате Первой Иудейской войны независимость Иудеи была уничтожена и Храм разрушен, прекратилась игра на инструментах при отправлении религиозной службы. ...Игру евреев на музыкальных инструментах постепенно ограничили свадьбами, похоронами и прочими семейными событиями».  (Перевод Зои Копельман., По книге: Peter Gradenwitz. The Music of Israel: Its Rise and Growth through 5000 Years. Norton, New York. 1949.) Так можно ли верить утверждениям любителей барабанов, что барабаны и веселье в служении  - это древние библейские традиции??

А вот краткая историческая справка о применения ударных в церкви в более поздние времена. «Среди ранних новаторов музыки в церкви был Мартин Лютер. ...Он обнаружил силу музыки, чтобы успокаивать, призывать, вдохновлять и поддерживать. Джон Кальвин так же признавал за музыкой «невероятную мощь, способную переместить нас куда—либо», но так же видел в этой мощи потенциальную угрозу для тех, кто хотел жить свято.  Использование инструментов в поклонении запрещалось или чрезвычайно ограничивалось. Перкуссия (ударные) даже не упоминалась. ...С началом Методистского и Евангелического движения в 1700-х (годах) аккомпанемент органа был общепринятым музыкальным сопровождением в то время в городских церквях, в то время как более бедные деревенские церкви использовали фагот, виолончель или духовые инструменты, чтобы создать некий тип гармонии... И на этот раз перкуссии не нашлось  места.

В 1800-х годах... черные церкви росли в числе и влиянии. В них отражалось смешение традиций и неформальные танцы, (то есть, африканские языческие мелодии и их стиль исполнения, сопровождаемый привычными плясками – В.В.) были центральной частью опыта поклонения. Они включали перкуссионные (ударные) инструменты в поклонение. Эти мелодии были легки для запоминания. Слова песен - просты, но эффект был  потрясающим («белый госпэл»).

...Роль перкуссии  (ударных инструментов) была восстановлена, когда В 1878 году William ...ввел духовые оркестры, где присутствовал  и барабан. («Армия спасения»).  «В Армии Спасения играли обыкновенные духовые оркестры. Барабан был необходим для поддержания ритма в марше, а вовсе не для поднятия плотского возбуждения. И исполнялись не африканские мелодии с их плясовыми языческими ритмами, а такие мелодии, которые мы поем и сегодня, в нашей классической европейской манере. Роль барабанов была второстепенная и уравновешивалась весьма громкими медными и деревянными духовыми инструментами. И мелодия в песнях всегда доминировала. Что мы и сегодня видим в музыке и песнях армии Спасения. И ничего общего там не было с танцевальной  или рок-музыкой, с главенствующей ролью барабанов в ней. А вот когда пошел «черный госпэл», то наступила эра всего того, что мы сегодня наблюдаем  в «прославлениях» (В.В.).

...«У этих людей не было ни хора, ни органа. Они использовали барабан, тарелки, тамбурин, и стальной треугольник. Все пели, хлопали в ладоши и притоптывали ногами ...У них был такт,   ритм, который мы вынесли со времён рабства ...Это всегда вызывает слезы на моих глазах».

Заметим, что у них не было хора, органа и других возможностей славить Бога, и, к тому же, они — сыны и наследники африканской культуры, и барабанная музыка — им самая родная и близкая, вызывающая слезы не своей особой духовностью, но тем, что это - их культурные корни, природа - (В.В.).

...В ранних 70-х годах  харизматическое движение имело сильное послание к младшему поколению интеллигенции, и это родило новую, современную форму поклонения. Музыка и танцы стали оцениваться как таланты, данные Святым Духом для привнесения изменений. Песни представлялись как оркестрованные в стиле дикого рока с устными увещеваниями ...Конгрегацию должно соединять пения «в Духе», неотрепетированное, «от сердца», в свободном потоке хвалы и поклонения, где барабаны обеспечивают фоновую основу...». Вот картина и проясняется: барабаны не участвовали в богослужениях ни в древние, ни в ранние — христианские времена, ни в средние века, и ни в эпоху протестантизма. А вошли в обиход в черных церквях в Америке, и явились отголоском их языческой культуры. А потом пришли в наши церкви в 20-м веке с джазовой и, особенно,  рок-музыкой. И то, что выдается за чуть ли не 3-тысячелетние духовные традиции Израиля и первохристианских церквей, которые, якобы нашли и развили современные прославители, на самом деле -  чистой воды наследие ритуальной и народной танцевальной языческой музыки народов черной Африки. Эта мысль весьма далекая от Христианства по природе и по духу. О каком же новом прославлении идет речь?

Вот еще интересное дополнение о роли барабанов в музыке ГП: «Барабаны контролируют духовный поток хвалы и поклонения, обеспечиваю твердый пульс, необходимый чтобы склеить или соединить оркестр или группу вместе. Кроме того, барабаны несут энергию, возбуждение и настроение в момент поклонения»... Независимо от того, в каком настроении оно играется: в буйном и неистовом, или в спокойном и мягком, сегодняшнее поклонение твердо связано с вездесущим, прочным ритмом барабанов». (Автор: Mike Kinard, взято из интернета).

... А мы верим, что контролирует наше поклонение и прославление Божий Дух.  Вот  такая природа ГП. Комментарии, как говорят, излишни.

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Реальное объяснение, почему так рьяно проталкивается в церковь подобная музыка, существует. Идет духовная война. И музыка - её мощное оружие. «Главная тема всех войн, развернувшихся вокруг поклонения,– музыка. Богослужения во многих церквах сегодня начинаются с длинного периода «хвалы и прославления», как если бы только он был поклонением, а остальная часть служения – нет. Это не ново. В книге Исход 32:4-6 описано, как израильский народ пришел к тому месту, где Бог собирался дать ему Свое Слово. Израильтяне упустили значимость этого момента. Самозваный «лидер поклонения» сделал для них золотого тельца, назвал его богом, «врубил» музыку, добавил танцы, а потом и нечестие, и назвал это поклонением. Такое поклонение было мерзостью для Бога, поэтому Он осудил народ. Попахивает ли это описание современностью? Присутствуют ли его элементы музыки и танца в сегодняшней войне? Аарон (первый лидер поклонения) вел народ в танце и музыке – египетском стиле и отвернул сердца людей от вечного Бога к египетскому золотому идолу. Идолы разные, однако, результаты одни. Отсутствие лидера (Моисея) привело к извращенному поклонению. Наверное, этот пример должен служить предостережением для церковного руководства в наши дни». (Лоул Дейви, президент BBN).

Причина популярности среди определенных групп верующих? Вероятно, более привлекательной кажется мирская диета, рожки. Манна приелась. Поэтому некоторые наши братья и сестры  втайне желают этого удовольствия,  хотя вслух откровенно признаться  не хотят. Боятся, чтобы не попасть под критику своих собратий по общине.  А ищут они, сознательно или бессознательно,  именно увеселения и развлечения.  Есть такой жанр в мире музыки — «музыка отдыха» или здесь, в Америке — “interteinment music”,  музыка развлечения.  И для нее характерны все  те особенности и  приемы, которыми действуют  наши группы прославления. Этот interteinment и хотят ввести в служения церквей, под маркой обновленного, духовного прославления. Но Библия утверждает как раз противоположное мнение — о  служении Богу «без развлечения» (1Кор.7:35). Господь строго предупреждает, чтобы мы «служили со страхом и радовались с трепетом» (Пс.2:11).

Естественно, что в движение прославления (ГП) в первую очередь  вовлечена молодежь. Во-первых, потому что в силу малого духовного возраста они не рассуждают о том, насколько это направление соответствует или нет духу и практике наших церквей и нашей духовной культуре. А во-вторых, многим очень хочется проявить себя, поучаствовать в служении. Но часто к желанию послужить Богу примешивается и тщеславие, о каких бы высоких мотивах не говорили, молодым людям приятно чувствовать себя на виду у всех, «лидерами», на которых все обращают внимание. Хотя не все осознают это или не хотят честно отдать себе в этом отчет, даже в мыслях. Чтобы проверить истинность их желания скромно трудиться, не ради своего удовольствия, но во славу Божию, можно проделать простой эксперимент: объявить, что ГП  должны петь  только за сценой, чтобы их  не было видно. И через месяц, другой посчитать, сколько таких групп останется.  Это и будет показатель смирения и истинности их целей, кого они хотят прославить в действительности - Бога или  себя, при помощи Бога.

(Продолжение следует)

 

About the Author

Виталий Волчанский

Пастор, музыкант

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц