Jan08

Что такое единство?

Author // Вадим Гетьман Categories // ИЮЛЬ 2010

Наверное, у каждого из нас есть свои представления об этом. Помню, как, придя ко Христу, я с радостью пел вместе с другими верующими старый прохановский гимн: «За единство церкви Божьей всей душою постоим; укрепляя битву с ложью, грех и козни победим». Вспоминается и еще один: «Духом едина, сердцем едина, молится церковь Твоя…».

Может быть, в этом и есть настоящее единство, когда верующие собираются вместе, когда поют вместе, сливаясь из множества голосов в один? А, может быть, это задушевные беседы за чашкой чая, когда чувствуешь, что приходишь к единому мнению с собеседником о том, что Господь говорит в Своем Слове? Или это – теплые объятия и рукопожатия тех, кто сходны по духу?

Однако, чтобы мы себе не представляли, слыша слово «единство», все-таки мы обязаны дать ему библейское, четкое определение. Иначе разноголосье в пониманиях приведет нас к тому, что мы перестанем слышать тревожные нотки тогда, когда слово это употребляется неверно. Вот один из таких примеров. Однажды, известный евангелист Билли Грэм, говоря о единстве в церкви, сказал: «Откуда бы они не приходили – из мусульманского мира, из буддистского или христианского, все они – члены Тела Христова. Они могут даже не знать имени Иисуса. Думаю, они спасены и однажды будут с нами на небесах». Другой известный христианский деятель, автор множества книг (например, известной русскоязычным читателям книги «Любить Бога»), Чарльз Колсон, выступил с инициативой примирить разногласия между евангельскими и традиционными церквами, став составителем хартий «Католики и евангельские христиане вместе» (1994 и 1997 гг.).

Для подобных инициатив звучат те же, дорогие нам, слова Господа Иисуса Христа из Его первосвященнической молитвы, где Он взывал к Отцу о единстве верующих: «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

Вокруг нас множество подделок истинного единства. Христос предупреждал о том, чтобы мы, Его ученики, были на страже: «Берегитесь, чтобы кто не обольстил вас…». Мне хотелось бы обратить внимание на наиболее распространенные подделки истинного единства и указать, как их можно распознать.

Не всякое единство – обязательно благо

Не всякое единство обязательно благо. И сатана блюдет единство в своем царстве, но только единство вокруг Иисуса и Его Царства имеет приоритетное значение для народа Божьего. Границы, устанавливающие единство для нас - это границы всего Царства Божьего и занижение этих границ, как и завышение, делает нас либо сектантами, движимыми страхом за свои владения, либо ложными миротворцами, ищущими дружбы с «христианскими» ересями.

Основой же истинного единства является установление Св. Писание, указывающее: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» (1Ин.1:7).

Уверен, что христианский путь – это путь золотой середины, путь гармонии. С одной стороны, мы призваны быть миротворцами, ищущими общения со всеми, призывающими имя Иисуса Христа; с другой – опасаться повредить истину, подведя себя под «чужое ярмо» с теми, кто ей неверен.

Наша цель – достижение единства, не ущемляющего истину и одновременно не посягающего на принцип любви. Для этого мы должны научиться распознавать подделки, которыми полно современное христианство.

Сосуществование не равно единству

Многие виды в природе сосуществуют (делят одно и то же жизненное пространство), но это вовсе не означает, что они едины. Также, по словам Господа, пшеница и плевелы должны существовать в церкви вместе. И именно Он (а не мы) их отделит в последний день.

Однако, хотя они сосуществуют, но не опыляются друг с другом, не скрещиваются. Духовную основу церкви не могут составлять плевелы; тон должен задаваться настоящими и зрелыми верующими.

Причина проблем множества церквей сегодня – перевес плевел над пшеницей. Когда плевелы достигают критической концентрации, их невозможно пересилить. Когда большинство в церкви и ее костяка – плотские люди, их единство – простое сосуществование.

В конечном итоге, такой тип единства приводит к «синдрому Лота». Этот синдром выражается в том, что праведник оказывается наедине с множеством людей, не разделяющих его мировоззрение, что приводит к внутреннему дискомфорту. В конечном итоге, мы читаем, что Лот «ежедневно мучился в праведной душе» (2Пет. 2:8), внешне же полностью слился с окружающей средой.

Напротив, мы должны искать единства друг с другом на основе верных убеждений и взаимного согласия. «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Амос 3:3).

Взаимный компромисс не равен единству

Компромисс – не всегда успешное решение конфликта, потому что ни одна сторона не остается по-настоящему удовлетворенной им.

Рассмотрим несколько библейских примеров компромисса. Иосафат, царь иудейский, идет на компромисс с Ахавом ради взаимного интереса, общения. Чего не хватало Иосафату, имеющего общение с Богом? Он же пренебрег Божиими указаниями и не был доволен этими благословениями; Ахав был не против, чтоб иметь любого союзника на любой основе и был готов забыть вражду.

Ранее, Гаваонитяне обманом получили союзнические отношения с Израилем; израильтяне же пренебрегли постановлениями Господа. Неужели они приняли жителей Гаваона и заключили с ними союз просто из-за милости, а, не надеясь извлечь выгоду? Они поступились принципами – не вопросили у Господа о том, какова Его воля, а поступили самовольно. Прагматичные размышления застлали им глаза.

Нужно признать, что порой мы вынуждены смиряться с таким типом единства. Так, объединение евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской в 1945 г. было браком “не по любви”, браком вынужденным, заключенным насильно. Не потому ли единство этих двух направлений не смогло сохраниться после прихода свободы? Напротив, из всех союзов, образованных не без инициации властей, именно союз евангельских христиан и баптистов жив и поныне, потому что его основа – по-настоящему духовная. Ложное единство можно создать лишь искусственно, истинное же – по-настоящему долговечно.

А, может быть, все это следует рассматривать совсем по-другому? Возможно, верующие испытывали настоящее единство лишь в стесненных обстоятельствах, но как только обстоятельства изменились – различия быстро давали о себе знать. Герман Гартфельд в книге «Вера вопреки КГБ» рассказывает о христианах, которые, забывая о различиях, участвовали совместно в Вечере во время их лагерного срока.

Так или иначе, истинное единство достигается не человеческими усилиями, не под давлением, а Божиим водительством: «Не воинством, не силой, но духом Моим, говорит Господь» (Зах. 4:6).

Все мы согласны, что основа истинного и глубокого духовного единства – во Христе. Но попробуем при этом ответить на вопросы, способные вызвать полемику: «Не пренебрегаем ли мы нашим глубоким внутренним единством, когда входим в общение с другими деноминациями? А если учесть, что раньше мы были одной деноминацией, на что указывают братья, являющиеся сторонниками совместного участия в служении с пятидесятниками»?

В то же время, в США есть группы здравых верующих небаптистского исповедания (менониты, веслеяне и т.д.), с которыми мы согласны по многим вопросам, но до какой степени можем мы разделять единство с ними?

Наконец, что сказать об общении с традиционными конфессиями? Хотя этот вопрос, по всей видимости, должен был бы вызывать наименьшее количество сомнений в ответах, именно в последнее время мы, верующие ЕХБ, стали свидетелями сближения наших братьев с католиками (например, на совместных молитвенных завтраках в России) или с православными (в Грузии, на Украине).


Объединение на ложной основе не равно единству

Во время проповеди апостолов Симон Волхв, заметив их сверхъестественную силу, захотел ее иметь любым способом. Это – пример желания достижения единства на ложной основе. Симон предложил заплатить деньги за дар Святого Духа.

Соломон также желал достичь единства с окружающими народами. Ради престижа и славы, которые несли международные отношения, он скрепил их браками с основными династиями древнего Востока. К сожалению, такая политика привела самого Соломона к отрицанию Того, Кто дал ему мудрость и все, что у него было.

Задолго до этого подобным же образом были жестоко обмануты строители Вавилонской башни. Они были едины в своем стремлении «сделать себе имя», за что и были посрамлены и рассеяны Всевышним.

Часто единство строится на том, что люди или целые народы объединяются против общего врага. Так, братья некогда объединились против Иосифа и вместе решили продать его в рабство. Израильтяне неоднократно восставали против Моисея, показывая невиданное единение, против Богом назначенного вождя Его народа.

Вообще, далеко не всегда большинство бывает право, посему мы должны быть предельно осторожны, особенно в последнее время, чтобы не подпасть под искушение последовать «за большинство на зло» (Исх. 23:2). Вспомним, как во времена правления Давида, Иоав сумел ловко объединить народ вокруг Авессалома, подтасовав факты так, что большинство приветствовало свержение Божьего помазанника с израильского престола.

Объединение вокруг одной сильной личности или идеи – также часто очень привлекательные идеи, ведущие людей к мнимому единству. Примером подобного мнимого единства без внутренней свободы является папизм, система власти в Римско-Католической церкви. Чтобы обеспечить внутреннее видимое единство, католикам нужно было вначале закрепить догмат непогрешимости папы. «Внутренний авторитет церкви был подменен внешним авторитетом иерархии», говорил русский писатель и мыслитель А. Хомяков. Главенствовать стал не принцип свободного, добровольного объединения, а скорее - «это правильно, потому что я так сказал». Такая постановка вопроса ведет к пленению духа; она не основана на свободе выбора и непринужденной дискуссии, ведущей к истине.

Именно такого пути придерживаются лидеры экуменического движения: подавление различий ради достижения якобы высшей цели единства. На самом же деле, чтобы достичь формального единства, им приходится подавлять разногласия в своем лагере путем «срезания острых углов», убеждения сторон забыть о своих различиях ради «общего блага». Такое единство, в сущности, не что иное, как унификация и конформизм.

Об этой опасности пишет В.Музычко в своем толковании Кн. Откровение, 17 гл.: «Это ложное единство является … великой опасностью для христианства последнего времени. Эта опасность одна из самых грозных и роковых. Побеждающим эту опасность обещана высокая награда - сделать их столпами (опорами) в храме небесном и почетными гражданами святого небесного Иерусалима».

Как видим, опасность ложного единства должна быть в особенности очевидна христианам последнего времени. Сколько людей сможет обольстить великая вавилонская блудница, которая сможет объединить множество течений в одну религию? Именно поэтому ответ такого типа ложному единству должен дать принцип здравого библейского сепаратизма, который утверждает: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти» (Прит. 14:12).

Будем помнить, что и в среде детей Божиих наличие большинства голосов не гарантирует правильного решения вопроса. Часто мужи Божии оказывались в меньшинстве, но на их стороне была истина. Вот лишь некоторые из примеров: пророк Михей против других пророков; Илия – с одной стороны и пророки Вааловы – с другой. Наконец, Ной как проповедник праведности, вынужденный проповедовать в одиночку против всего допотопного мира.

В церковной истории достаточно вспомнить Афанасия, который оказался в изоляции с ортодоксальным пониманием Троицы, в то время как все церковные институты были заполонены арианами (IV век). Еще один яркий пример – Мартин Лютер, осмелившийся выступить против могущественнейшего религиозного монолита того времени. Лютер же понимал, что, имея Писание на своей стороне, он может иметь дерзновение, ибо «тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4Цар. 6:16).

Конечно, далеко не всегда выступление против большинства или общепринятого вокруг мнения правильно и санкционировано свыше. Поступая так, мы должны обладать абсолютной убежденностью в том, что Господь на нашей стороне, иначе это может граничить с ересью и дерзостью.

А вот еще один полемический вопрос, который хотелось бы задать читателю. Не идем ли мы по пути ложного единства, объединяясь на основе территориальной принадлежности, того места, откуда мы выехали, или национальных и культурных особенностей? (Речь идет о наших, славянских церквах и о том, как часто наши церкви названы по имени географического места нашего приезда). Или, напротив, это и есть то самое единство в различиях (как витраж), которого и жаждет от нас Господь (ведь Он создал нас такими разными).

Единогласие не равно единству

Предположим, супружеская пара отправилась в ресторан, чтобы отпраздновать годовщину свадьбы. На их лицах – нежность и любовь друг ко другу, в сердцах – желание единства. В чем это единство будет выражено? И здесь оказывается, что муж считает, что оно должно проявляться в том, что супруги должны делать все одинаково. В ресторане, например, муж настаивает, чтобы оба заказали рыбу. Слабые протесты жены не производят на него никакого впечатления, он считает, что она противится единству семьи.

Очевидно, что муж в нашем (возможно, несколько надуманном) примере путает единство и единогласие. Но ведь то же самое делаем и мы часто в церковной жизни, когда пытаемся всех «подмести под себя» или «причесать под одну гребенку». Попросту говоря, когда забываем, что настоящее единство – это не униформизм, не то состояние, когда все в форме одного покроя и пошива идут стройно в ногу и копируют точь-в-точь действия друг друга. Напротив, это – гармония, в которой церковь скорее подобна оркестру, где каждый член знает свою партию и исполняет ее. Этих «партий» множество и все они разные, но вместе, соединившись воедино, они составляют милозвучный шедевр.

Некто сказал об этом так: «Единство – это не тогда, когда смотрят друг на друга, но когда смотрят в одну сторону».

Жаль, что до сегодняшнего дня существуют группы христиан, которые считают, что основа единства – обладание тем или иным даром или признаком проявления благочестия. Они ставят такой дар «во главу угла», считая, что истинное единство будет достигнуто лишь тогда, когда все – неважно; не имеет значение, каким способом станут люди причастниками этого дара. Подобными взглядами обладают многие представители пятидесятнического движения, не желающие в других детях Божиих видеть истинных христиан, если те не исповедуют и не приемлют их версии дара иных языков.

Имея в виду именно подобную ситуацию, Апостол Павел писал Коринфской церкви: «Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор. 12:30). Ответ очевиден: нет, «но каждому дается проявление Духа на пользу» (12:7). Как тело имеет множество членов с разными функциями, так и Тело Христово: каждому его члену Дух дает отдельную функцию и дар, как Ему угодно.

Понятно, что едиными должны быть все дети Божии, независимо от деноминаций. Означает ли это, что нам стоит вовсе забыть о наших названиях, которые указывают на вероубеждения по Писанию? Стоит ли, как становится модно сегодня, стыдиться слова «баптист», предпочитая называть друг друга лишь христианами?

Такая тенденция не нова, но нужно помнить, что всякий раз в истории все попытки создать (или воссоздать) церковь Христову всегда оборачивались появлением новой деноминации. Это произошло с Александром Кемпбеллом, искренним христианином, который жил в середине XIX века в США. Он желал, чтобы верующие освободились от «ярлыков» и образовывали одну церковь – церковь Христову. К сожалению, сегодня, основанное им же движение, само по себе разделилось на 3 деноминации – «Церковь Христову», «Учеников Христа» и «Христианскую церковь».

Нам известно приписываемое Августину выражение: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». (Ради истины, нужно отметить, что, по последним историческим исследованиям, оно принадлежит в действительности одному из моравских братьев, Петру Мейдерлину, жившему в XVII веке.) Лозунг этот действительно хорош, но вот в чем загвоздка. Что же является главным, а что – второстепенным? Если вы думаете, что знаете четкие ответы на этот вопрос, то сверьтесь с братом по соседству – и быстро обнаружите, что у каждого христианина несколько разный набор вопросов в этих двух категориях. Иначе говоря, какие вопросы должны служить водоразделом, а какие стоит отложить в сторону? (Для примера, ниже привожу лишь небольшой список тем: внешний вид, планирование семьи, церковное устройство, кальвинизм/арминианство, форма проведения служений, отношение к военной службе, патриотизму и т.д.). Так вот, что из перечисленного – главное, а что – второстепенное? Чем больше список вопросов в первой категории, тем сужается круг нашего общения.
Итак, мы возвращаемся к вопросу баланса. Истинное единство достигается лишь тогда, когда есть гармонии между истиной и любовью. Однажды «король проповедников» Чарльз Сперджен сказал: «...Сегодня мы посланы как овцы среди волков, возможен ли договор? Нас зажгли, чтобы мы светили в темноте, доступно ли взаимопонимание? Ведь сам Христос говорил: «Не думайте, что я пришел, принеся мир на землю, я пришел не для того, чтобы принести мир, но меч!». Поймите, это является наиболее праведным методом сохранения единства в Духе, ведь Христос – муж борьбы и Иисус – миротворец. И для формирования продолжительного мира необходимо разбить стену зла, а единство тьмы необходимо превратить в прах. Я молюсь о том, чтобы Бог вечно охранял нас от такого единства, где не считают важной истину, где вступает лукавство вместо истины и где вместо героического христианского мужественного дерзновения любви вступает женская обольстительность. Господь да освободит нас от равнодушия к Его слову и Его воле, потому что это создает холодное единство, которое замораживает воздух на большом пространстве, как холодом от айсберга; единство мертвецов, спящих в могилах, которые уже ни за что не сражаются, потому что они не имеют уже части среди живущих. Существует единство, которое редко разрывается: это единство демонов, которые в своей службе никогда не противостоят и не перечат своему господину – от этого страшного единства сохрани нас, о небесный Отче!... Разрушение таких единств, которые стоят не на истине, помогают в построении единства в Духе Святом...».

Заключение:

Будем же стремиться к истинному духовному единству! Невозможно предположить, что на молитву Христа не ответил Отец небесный. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:22) – так молился Христос. Уверен, что наша задача – не достигать этого единства, сетуя, что его нет, а верою принимать его и жить в соответствии со словами молитвы Христа как исполнившейся реальности в духовном мире.

Настоящее единство –
это не униформизм,
не то состояние,
когда все в форме одного покроя
и пошива идут стройно в ногу
и копируют точь-в-точь
действия друг друга.
Напротив, это –
гармония, в которой церковь
скорее подобна оркестру,
где каждый член знает свою партию
и исполняет ее.
Этих «партий» множество
и все они разные, но вместе,
соединившись воедино,
они составляют
милозвучный шедевр.

About the Author

Вадим Гетьман

Пастор,

г. Федерал Вэй,

штат Вашингтон, США.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц