Jan13

Чей ты сын, ЮНОША?

Author // Александр Стовбырь Categories // ИЮЛЬ 2010

Если исследовать весь отрывок приведенного места Писания, то вопрос можно задать и несколько другим образом: «Юноша! Кто твой отец»? Постановка вопроса в таком ракурсе поможет нам еще больше раскрыть смысл воспитания Давида в еврейской семье, по новому посмотреть на роль отцов и их служение в кругу близких ему людей.

Каждый год, отмечая «День отца», все ли отдают себе отчет, что значит быть отцом? Все ли отцы точно выполняют, Богом возложенные на них обязанности? Следуют ли библейским принципам воспитания в семье?

Обычно, когда произносят имя Отец, то говорят, что это мужчина у кого есть дети.

Кто-то скажет: «Отец – это просто родитель».  Для кого-то отец – тятенька. Некоторые говорят: «Отец – это папаша, батька». Малыши радостно произносят: «Папа, папочка, папенька».  «Я очень рад, что имел в жизни духовного отца» - произнесет благодарный христианин о своем пастыре или душепопечителе, который неусыпно опекал его во всех обстоятельствах жизни, был добрым наставником и советником на пути в небесную обитель.

В жизни, каждый из нас носит имя своего отца. Еще на заре развития взаимоотношений между людьми, в народе звучало строгое напоминание детям: «Не забывай, чье имя ты носишь». Другими словами: «Помни, кто твой отец»! Не опозорь седую голову отца!

Давид Герберт, один из самых известных писателей начала двадцатого столетия, как-то сказал: «Один отец значит больше, чем сто учителей». В народе часто говорят: «Какой отец, такой будет и его сын или дочь».

Вопрос Саула и ответ Авенира, в контексте прочитанного места Писания, звучит на первый взгляд, довольно странно.

Во-первых, имя отца Давида было однажды названо Саулу. Мы читаем об этом повествовании следующее: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар.16:14).

«И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним»  (1Цар.16:18).

Давид уже некоторое время служил царским телохранителем. Мы читаем об этом: «И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих»  (1Цар.16:21,22). Тем не менее, на удивление, Саул был так мало осведомлен о семье Давида.

Во-вторых, после того как царь пообещал столько почестей победителю над Голиафом (1Цар.17:25), ему, естественно, хотелось больше знать о происхождении семьи будущего зятя и чей дом будет «свободным в Израиле».

В-третьих, заинтересованность Саула могла объясняться тем, что он мог задаться мыслью: «Уж не этому ли выдающемуся юноше передано его царство»? Ведь за непослушание Господу был вынесен ему суровый приговор: «Отторг Господь царство... от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (1Цар.15:28).

В этом чудесном повествовании Господь преподает всем отцам великий урок - Давид не ходил и не рассказывал всем, кто его отец, но воспитание, которое он получил в доме, ярко говорило об этом. Целью воспитания у израильтян было наставление детей в вере и пребывание отцов в страхе и преклонении пред Богом. О воспитании сына должен был заботиться отец.

Один мудрец сказал: «Ни один мужчина не может стать хорошим отцом, пока он не научится понимать своего отца». Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт.18:19).

Каждый еврей обязан был рассказывать своему сыну «и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:2). «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» - предупреждал Господь израильский народ (Втор.4:9).

Дорогие главы семейств! В этой истории Господь преподает нам несколько добрых советов, направляет стези сердца на путь служения в своей семье.

Отец привил Давиду желание славить Бога на музыкальном инструменте или вещать о Его великих делах посредством поэзии, музыки и пения. Трудно даже себе представить, смогли бы мы услышать Псалмы Давида, если бы не чуткое сердце Иессея. Несомненно, мы многое унаследуем от наших родителей, но стоит пропустить момент, когда нужно проявить настойчивость, любовь и внимание к творческим задаткам в ребенке, как все мгновенно улетает и растворяется в мире суеты. Отцы могут способствовать развитию таланта в ребенке или навсегда похоронить в них Божественные задатки. Кто-то справедливо подметил: «Если хочешь иметь духовный рост и утешение в жизни – читай книгу Псалмов Давида». Это огромный и благословенный учебник поэзии, музыки и пения. Бог использовал игру Давида, чтоб злой дух убегал от Саула.

Представьте себе этого белокурого юношу, который был научен отцом, какая мелодия может разить сатану, заставлять противника наших душ оставлять измученные сердца. Давид брал свою арфу, его пальцы нежно и бережно скользили по струнам, а мир духовный приходил в движение. Диавол не может терпеть, когда дети Божии славословят Господа, он в страхе и трепете бежит от духовной музыки. Отцы! Вложим в доверчивую душу ребенка желание славословить Господа с детских лет; научим их страху Божию, когда они будут брать в руки музыкальный инструмент или прикасаться к клавишам фортепиано, чтоб враг был посрамлен, услышав, как святые возвеличивают Творца вселенной своей игрой или пением.

Отец вложил в душу Давида желание возлагать надежду на Господа и не бояться ни врагов, ни полевых зверей. Давид был храбрым и воинственным человеком! «И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою» (1Цар.17:34-37).

Говоря о надежде на спасение, апостол Павел заявлял, что она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр.6:19). Таким образом, в якоре воплощалась сокровенная надежда на спасение души и мечта о прекрасном Царствии Небесном. Особой популярностью в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, изображавшая дельфина с якорем. В этой композиции дельфин символизировал скорость, а якорь — сдержанность. Не стоит колебаться верой, когда стихии мира пытаются потопить нашу ладью! Мы должны уверенно совершать свое спасение, возлагая надежду на Господа.

Дорогие Отцы! Научим наших детей тому, что источником надежды является неизменное Божье Слово и вера в Его обетования. Надежда, подобна якорю, который удерживает корабль нашей жизни, не смотря ни на какие ветры и штормы. Только так мы сможем устоять и победить в любой жизненной битве.

Отец научил Давида быть разумным в разговоре. Саулу донесено было о том, что Давид - разумный в речах. О чем это говорит нам отцам сегодня? Что значит воспитать разумного сына?

Во-первых, это передать ребенку познание о Боге. Иоанн говорит: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1Иоан.2:13). Соломон учит сына, говоря: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум» (Пр.2:6).

Во-вторых, научить ребенка страху Божию. Сын, разумный в речах, всегда будет говорить истину, потому что научен правде: «очи Господа обозревают всю землю» (2Пар.16:9). Разумный в речах сын будет обдумывать свой ответ, поскольку знает, что Писание говорит: «Да будут слова ваши «да-да» и «нет-нет», а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).  «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» - советует премудрый Соломон (Притч.4:23-24). Разумному сыну присуще стремление к справедливости, поэтому он не будет лицеприятен в разрешении сложных вопросов.

В-третьих, разумный в речах сын «будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20). Соломон говорит: «Кто дает ответ, не выслушав, тот – глуп» (Притч.18:13).

Отец подал пример Давиду, каким образом обратить на себя внимание окружающих людей.

Добрым поведением, мудрым отношением к миру и к окружающим людям, отец являет сыну первоначальный образец, а затем  является для него прямым примером для подражания. Нет! Это не было высокомерное сердце отца. Иессей сумел вложить в душу Давида высокий дух.

Как это обнаружили Израильтяне?

Окружающие заметили, что Господь был с Давидом. Он был успешен во всех путях! Можно отметить еще некоторых сыновей в Израиле, которые следовали советам своих отцов. Писание открывает нам также, что «был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина» (Быт.39:2).

Когда царь заметил, что в Данииле высокий Дух от Бога, то выделил его среди всех мудрецов и доверил дела правления в своем государстве. Кто вложил все эти добрые качества в сердце ребенка? Дорогие наставники домов! Бояться Бога издревле учили в Израильской семье отцы. А посему, Иессей преподает нам урок – через Богобоязненных  отцов Господь благословляет не только семейство, но и окружающих.

Очень понравился Саулу юноша Давид, и он сделался его оруженосцем. «И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» (1Цар.17:21). Служить при дворе царя было почетно. Но снискать благоволение или расположить сердце царя к себе – еще большая мудрость. Этому научил Давида его отец!

И последний урок – преданные Господу отцы готовят будущих служителей в народе Божием. Кто-то справедливо заметил: «Отец должен быть учителем для своего ребенка. Если он таким не станет, то его детей воспитает и научит улица». Не так просто стать мужем по сердцу Господа. Этому предшествовала большая подготовка Давида в семье его отца. Бог благословляет мудрых отцов, которые в точности выполняют  Его повеление в деле воспитания. Этот благословенный труд оплачивается сполна не только для семьи, но и для всего общества. Видя беззаконие Саула, Господь спешит помочь Своему избранному народу. Бог использует для Своей цели подготовленные сосуды, обученные в семьях. «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (1Цар.15:28). Быть лучшим человеком, чем Саул – не в этом ли заслуга Иессея? Слава Богу за благословенных служителях в семьях!

Небесный Отец. Мы благодарим Бога за то, что Он стал также нашим Небесным Отцом чрез Господа и Спасителя Иисуса Христа. Библия открывает нам чудесные взаимоотношения между Отцом Небесным и Сыном Божиим – Иисусом Христом. Вся жизнь Сына Божьего на земле состояла в том, чтобы открыть людям любовь Отца. Поверив в Иисуса Христа, как своего личного спасителя, мы стали детьми Небесного Отца и наследниками неветшающих сокровищ, которые приготовил Бог для нас в Своем Царстве. Иоанн говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан.3:2).

Уже, находясь на земле, мы являемся гражданами неба. Принадлежность к Божией семье удерживает человека на истинном пути и помогает иметь доверительные отношения с Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Мы не только называемся детьми Божиими, мы - в самом деле, Его истинные дети. Это дар Божий, который мы получили по благодати! Если отцовство - это кровное родство между отцом и ребенком; факт биологического или социального происхождения ребенка от определенного мужчины, удостоверенный записью органов ЗАГС о рождении, то отцовское отношение - это особая внутренняя близость, нежные чувства, основанные на любви. В плане отцовства - все люди - дети Небесного Отца.

Мы незаслуженно получаем от Него все блага. Иисус говорит о том, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Однако истинные отцовские взаимоотношения начинаются с того момента, когда мы откликаемся на Его призыв, чутки ко всем коррекциям любящего Отца. Мы называем Бога своим Отцом, хотя Он:
- Отец видимого и невидимого мира;
- Первое Лицо Пресвятой Троицы;
- Отец Господа нашего Иисуса Христа;
- Отец  душ, рожденных к новой жизни.

Посему все, кто поверили в искупительную жертву Иисуса Христа, раскаялись в своих грехах и приняли святое водное крещение, получают благодать усыновления и становятся чадами Божьими.

В чем же заключается подобие между земным отцом и Отцом небесным? Земной отец, это человек, который передал жизнь своим детям, всецело заботясь о них и воспитывая их. Бог - наш Отец, поскольку Он создал мир для человека, сотворил бессмертную душу и печется не только о нас, но и обо всем творении. В Нагорной Проповеди Иисус рассказал о попечении Отца о людях. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:29-32). Наш Отец – «Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:5–6). Своими заповедями Он воспитывает нас и введет в будущее немеркнущих дней и вечного счастья. В особенности, Бог есть Отец бедных, Отец сирот и вдов. Они постоянно находятся под Его любящей охраной и опекой (Пс.67:6).

Как должен относиться к Богу человек, верующий, что Он наш Отец? Оказывать любовь, соблюдая Божьи заповеди. Вера в Небесного Отца должна, прежде всего, побуждать Божиих детей к искренней любви к Нему. Иоанн говорит: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Иоан.5:3). Если ребенок любит своего отца и мать, он проявляет им полное послушание. То же самое должны делать христиане по отношению к Небесному Отцу.

Во всех обстоятельствах доверять Отцу. Добрый земной отец всегда приходит на помощь своим детям. Отец Небесный оказывает Свою поддержку людям, так как очень сильно любит их. Если мы об этом забываем, необходимо чаще обращать взоры вокруг себя и вести учет всех милостей Господних. Петр советует верующим, говоря: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петр.5:7). «Возложи на Господа заботы твои», - говорил псалмопевец (Пс.54:23). «Не заботьтесь о завтрашнем дне», - сказал Иисус (Мат.6:25-34). Мы можем быть уверены в том, что Тот, Кто предал за всех нас Сына Своего, дарует с Ним и все необходимое для жизни и благочестия (Рим.8:32). Пока Бог печется о нас, жизненные испытания должны укреплять нас в вере, потому что «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Ввериться Отцу небесному и искать Его помощи. Если ребенок голоден, он легко и просто обращается к матери или к отцу, говоря: «Мне хочется кушать». Мы имеем полное право всегда просить помощи у Небесного Отца во всех жизненных обстоятельствах. В Нагорной Проповеди Сын Божий сказал: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Матф.7:9-11). Иисус Христос, живя на земле, показал верующим, как просто и по-детски должны мы обращаться к своему Отцу в молитве: «Отче наш, сущий на небесах. Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф.6:9-13).

Любить людей как своих братьев, детей одного Отца. Если веруем, что Бог действительно наш Отец, мы обязаны видеть в каждом человеке брата и сестру, члена одной великой Божьей семьи. Бог создал каждого человека по Своему образу и подобию. Чрез Голгофские страдания Сына Божия, через Его смерть и славное воскресение, мы новая общность людей – христиане. Апостол Иоанн в своем послании говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1Иоан.3:1). Развивая свою мысль, он побуждает христиан словами: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан.1:17,18). Итак, рассматривая роль земного отца, от всего сердца поблагодарим нашего небесного Отца за чудный план спасения всего человечества и лично каждого из нас.

Дорогие читатели! Давайте прочтем золотой стих Библии, с учетом вышеприведенных размышлений: «Ибо так возлюбил Бог меня, что отдал Сына Своего Единородного, дабы веруя в Него, я не погиб, но имел жизнь вечную». Разве это не так? Разве мы были лучше и добрее всех людей? Неужели мы сделали что-либо хорошее, на что бы Небесный Отец обратил внимание? Конечно, нет! Каждый из нас шел своим, греховный путем, ведущим в ад. Но Бог Отец пожертвовал Своим Единородным Сыном, чтоб освободить нас из рабства тления и ввести в царство Своего возлюбленного Сына. «Благодатию мы спасены чрез веру и сие не от нас – Божий дар» - восклицает Апостол Павел (Еф.2:8). Безграничная любовь Бога Отца учит земных отцов, жертвовать собой ради блага и духовного роста наших семей, посвящать себя и свое время своим ближним. Дай Бог всегда помнить об этом, во всех обстоятельствах жизни преподавать добрые уроки, возгревать в сердцах детей веру и вести семью на встречу с Господом.

Отцы

Мы оды матерям поем,
Хоть труд в семье несут вдвоем.
И это уж привычкой стало
Слов добрых об отцах так мало.
Мы, иногда, отцов ругаем,
Но очень часто забываем,
Как молятся они о нас,
Ходатайствуя всякий час.
Отцы оберегают дом,                  
Чтобы не сделал враг пролом .                   
Они свершают свое дело
Великодушно и умело.
Порою, строгостью большой,
Но с очень любящей душой
Отец имеет зоркий глаз,
В решеньях твердый, как алмаз.
Он сильный духом человек
В лукавый, развращенный век.
В семье – духовный попечитель,
Наставник мудрый и учитель.
Хоть серебро в висках блестит,
В его душе огонь горит.
И отдает он этот жар
Семье, как драгоценный дар.

Он стал частицей жизни в нас,
Примером добрым всякий час.
Авторитет в семье отца -
Благословенье без конца.
Не забывайте чтить отцов,
Достойных неземных венцов.
Они за нас всегда в ответе,
Пока живем на сей планете.

Александр Стовбырь

Отцы

Я устремляю взор назад
Пред мною жизнь отцов всплывает.
Я этой мысли очень рад,
Она мне в жизни помогает.
Их обиход и интерес
Не был, подвергнут обольщенью.
Слова и жизнь имели вес,
Дух пламенел всегда к служенью.
Они все трудности прошли,
И подвиг веры совершили.
Примерно жизнь свою вели
И скорби дух их не сломили.
Им время трудное пришлось.
Дух злобы выстроил кумира.
И многим в жизни довелось
Всю лесть и злость принять от мира.
Не преклонились, павши ниц,
Пред истуканом Вавилона.
За это ужасы темниц
И пытки приняли без стона.
Ночные аресты в домах,
58-ю пришивали,
На север в Воркуту, в «ГУЛАГ»
«Врагов народа» отправляли.
В той вечной, дикой мерзлоте
Они любовью пламенели.
И их поступки во Христе
Сердца холодные там грели.
Не многим довелось опять
В края родные возвратиться.
За веру жизнь пришлось отдать,
За право Господу молиться.
Взирая на кончину их,
На стойкость духа, твердость веры,
Следы деяний всех святых
Нас призывают брать примеры.
Сегодня Бог нам поручил
Держаться твёрдо Его слова,
Чтоб ты и я не исказил
Слова учения Христова.
Чтоб верность Богу проявить
И в жизни быть отцам подобным,
Нам нужно с миром не дружить,
От рабства плоти быть свободным.
Отцы оставили пример.
Он светом истины сияет,
Хотя их нет, но и теперь
Жить свято в мире призывает.
Как на мою и твою жизнь
Потомки будут озираться?
Зажгутся ли стремиться ввысь,
Или в земле будут копаться?
Письмом Христовым быть сейчас
Нас призывает Божье Слово,
Чтоб всякий, посмотрев на нас,
Ученика узрел Христова.

Алексей Марченко

About the Author

Александр Стовбырь

Редактор журнала «Злачные пажити»,
Г. Эджвуд, штат Вашингтон, США.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц