Jan28

Как учит Бог

Categories // ДЕКАБРЬ 2009

Научить своих детей тому, чему сам научился в жизни - это поистине мастерство. Не все мы обладаем навыками обучения других, поэтому для каждого это задача разной степени сложности. Однако эта обязанность каждого родителя, и не дополнительная, а прямая и конкретная. Бог так установил издревле, что когда мы впервые, с трепетным чувством, держим своего сына или дочь на руках,тогда нам вручается ответственность за этого ребёнка. Ответственность, чтобы передать ему не только материальное наследие, но более – духовное, по крайней мере,– веру. Да, задача эта нелёгкая, согласятся со мной те, кто уже попробовал этот труд. Но прежде чем задать человеку что-то трудоёмкое, Бог Сам практикует это. Он как бы говорит: будь внимателен, учись у Меня, делай так же, и ты сможешь. Как же учит нас Бог? Во Второзаконии, в восьмой главе, стихе пятом записаны слова Моисея, которые говорил ему Бог: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:5).

В еврейском языке существует несколько различных значений слова «учить». Каждое из них выражает определённый смысловой оттенок. Первое слово, которое мы рассмотрим, это למך (ламэд, №03925 в лексиконе Стронга), и оно переводится как: учить, научать, наставлять, приучать.  «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, - о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Втор.4:9-10). В недалёком прошлом Господь Бог показал Израилю Своё могущество, когда вывел его из Египта с великою силою и знамениями. Это Его урок с наглядным пособием. Он заповедал Своему народу помнить и праздновать их исход (Пасху) каждый год, рассказывая детям своим об этом. А сейчас Моисей напоминает ещё один важный момент в их жизни. Господь даёт им закон, самый лучший и справедливый в своём роде. Скрижали завета - это тоже наглядное пособие. И задача народа сейчас - усвоить этот урок, запомнить его и передать своим детям.

А потом ещё Господь повелел поставить памятники. Это тоже наглядный урок. Интересная система образования была учреждена в Израильском народе. Три раза в год весь мужской род должен был являться пред лице Господне. Мальчики с двенадцати лет поступали в так называемый «университет». Скажем, два-три дня пути в Иерусалим (в одну только сторону) - и так три раза в год. А вот какое-то каменное непонятное сооружение возле дороги. Сын спрашивает отца: интересное сооружение, к чему здесь эти камни? А Бог уже давно предусмотрел это, ещё тогда, когда перевёл народ через Иордан: «И сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа, Бога вашего, в средину Иордана, и возьмите оттуда, и положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, чтобы они были у вас знамением. Когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: "к чему у вас эти камни?" Вы скажете им: "в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась"; таким образом, камни сии будут для сынов Израилевых памятником навек» (Иис. Нав.4:5-7). Так вот, задача отца заключалась в том, чтобы усвоить урок самому и тщательно, точно передать его следующему поколению.

Во времена благочестивого царя Иосафата обучению закона придавалось огромное значение. Здесь мы видим изменение тактики обучения. Чтобы научить народ путям Господним, царь назначил учителей. «И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи, и учили народ» (2 Пар.17:9). Также и во времена Иисуса: не только в Палестине, но и в других местах люди слушали Его удивительные уроки. «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их» (Мтф.11:1).

Другое слово, близкое по смыслу, это слово ירה (йарах, №03384 в лексиконе Стронга). Это слово передаёт смысл, как обучение определённым навыкам или указание направления. Его перевод
звучит так: бросать, метать, стрелять, наставлять, учить. Оно больше относится к практическому выражению обучения. В Библии это слово употребляется 75 раз. Шаг за шагом, исправляя ошибки, не отступая, повторять то же опять и опять, до тех пор, пока не появится навык. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс.31:8). Позже, уже во времена Иезекииля, Господь повелевает священникам, сыновьям Садока, учить таким же образом народ Израиля: «Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто» (Иез.44:23). В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, мы читаем о призыве Иисуса ко всему народу придти в Его школу: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мтф.11:28, 29). 
В те времена молодых животных обучали, впрягая их в одну упряжку со старыми и опытными.
Находясь рядышком, они делали всю работу вместе до тех пор, пока молодое животное могло делать работу самостоятельно. Подобно этому Иисус приглашает нас, чтобы мы вошли в Его упряжку. Он не требует от нас чего-то более того, что Он Сам делал. Он, мудрый и опытный, научит нас, и мы будем иметь то, чего нам недостаёт. Вот как учит Господь!

Как синоним к слову  ירהприводится слово שלף (алеф) и переводится, как «учить», «познавать», «укрощать», «дрессировать». Оно несёт тот же смысл: «…Бог, Творец…, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных» (Иов.35:11).

Ещё один аспект включён в еврейское понятие обучения, которое выражено в слове יסר (йасар, № 03256 в лексиконе Стронга). Вот значение этого слова: наставлять, учить, исправлять, наказывать, дисциплинировать. Не ко всем нужно применять это слово на деле, но ленивые и своевольные ученики есть всегда, и для их же блага процесс обучения включает эту практику. Народ Израильский – очень хороший пример для нас. «Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя» (Иер.30:11).  «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою» (Иер.6:8).

И последнее слово - это слово שנן (шэнан), и переводится оно так: внушать, заострять, повторять, постоянно напоминать, острить. Это уже совет для нас, для применения в нашей учебной практике. Давайте посмотрим, где это слово встречается в Библии. «…И внушай их (слова закона) детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор.6:7).  Да, наша жизнь должна быть нашей системой обучения. Господь учит нас настойчивости в учении, постоянству;
без каникул и перерывов. Наше учение должно быть, как отточенная стрела, готовая быть пущенной в цель; оно должно быть без изъяна, всесторонним и подтвержденным нашей личной практикой.

Проследив методику Бога, признаем то, как далеки мы от Его стандартов! Человек из-за своей испорченной природы способен искажать и исключать трудные ему понятия.
Одни из нас очень часто ссылаются на признанную обществом систему образования, на воскресную школу и снимают с себя ответственность за обучение своих детей. Другие часто и легко практикуют нотации в воспитании, но вот чтобы быть лидером и образцом для подражания – далеки от этого. Я не раз слышала от таких родителей: столько служений есть в церкви: и хор, и разборы, и воскресная школа, а мой сын (моя дочь) нигде не хочет участвовать. Но ведь сами-то они тоже нигде не трудятся. Видимо, дети усвоили такой урок от родителей.

Так что же, должны ли мы учить своих детей?

Сам Бог учит нас этому.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц