Feb11

Рукоположение, полномочия, ответственность пастыря

Author // Алексей И. Коломийцев Categories // ЯНВАРЬ 2009

Часть вторая, начало в предыдущем номере.

Мы рассмотрели, кто может быть пастырем, каковы его моральные и духовные качества, теперь нам необходимо рассмотреть пастырские полномочия, посредством которых он управляет церковью, которую ему вверил Бог. Но прежде, чем перейти к вопросу полномочий, я хочу несколько осветить один из жгучих вопросов времени либерализма и феминизма, в которое мы живем.

Может ли женщина быть пастырем в свете Библии?

Я попытаюсь дать ответ на поставленный вопрос на основании Священного Писания и является единственным средством передачи Божьей воли во всех сферах жизни человека. Я далёк от того, чтобы каким-то образом унизить женщину. Нет, нет и ещё раз нет! Но, при рассмотрении данного вопроса мы ясно видим, что Писание определило на пастырское служение и, вообще, на всякое священнодействие только мужчин. В этом проявлена суверенная власть Бога.  В процессе формирования еврейской нации, Бог избирает Авраама, Исаака, Иакова. Затем – Моисея, Иисуса, сына Навина, Давида, Ездру, Неемию, Даниила и так далее. Бог определяет колено Левия для служения в скинии, а затем и в храме. Из колена Левия избирает Аарона и весь его род для священнодействия. Во всей истории Израильского народа не было ни одной женщины, совершающей священнодействия. Это было немыслимо! Бог никогда не поставлял женщин священниками. Этот же порядок Иисус Христос утверждает и в Новом Завете. Волей Бога, Иисус избирает двенадцать апостолов (Мк.3,13-19). Среди них не было ни одной женщины. Иисус посылает своих учеников на проповедь (Мф.10,1-8), но никогда и нигде Иисус не посылал на проповедь женщин. Можно перечислять много событий, где Господь, прямо и косвенно, повелевает проповедовать Евангелие, но нигде Он не оставил повеления заниматься публичной проповедью или публичным учением женщинам.

После Своего воскресения, Господь дает повеление Святым Духом апостолам, которых Он избрал, быть свидетелями Ему. Однако ни одной женщине Он не давал повеления участвовать в деле учительства и священнодействия (Деян.1,1-9). После перечисления имён апостолов в 13 стихе, 14 стих говорит, что в этой молитве принимали участие и некоторые жены, но заметьте, что когда настал момент публичного слова, встал Пётр. Он стал посреди учеников и обратился со словами: «Мужи, братья!» Он говорит так, как будто там вовсе не было женщин. Почему Пётр не сказал: «Братья и сёстры»? Неужели он проигнорировал сестёр (женщин)? Среди них находилась и мать Господа Иисуса. О, нет! Просто он провозглашал речь, которая не имела отношения к функциям женщин. Происходило избрание двенадцатого апостола вместо отпавшего Иуды. Избирали одного из двух мужчин.  В данном избрании не выдвигалась ни одна из женщин, хотя здесь присутствовали очень почитаемые жены. Это – ещё одно свидетельство того, что женщины, волею Бога, не могут быть избираемы для священнодействия (Деян.1,13-26). В третьей главе 1 Послания к Тимофею Апостол Павел наставляет своего ученика. Павел очень следил за устройством и развитием поместных церквей. Он говорит: ”Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (1Тим.3,14-15).

В первой части статьи я довольно подробно описал моральные и духовные качества служителей. Во втором стихе этой главы Павел ясно говорит: «Епископ (пастырь, пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж…» (1Тим.3,2). Это доказывает, что такое служение присуще только мужчинам. Здесь нет и намека на пастырство женщин, иначе звучало бы: «одного мужа жена», а это противоречит смыслу Божьего избрания. Итак, женщина-пастор нарушает суверенную власть Бога и этим навлекает на себя гнев Божий. Апостол Иоанн передает слова Иисуса Христа: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр.2,20). Он упрекает ангела церкви в попустительстве проникновению лжеучения Иезавели, называющей себя пророчицей. Данное место переносит нас в седину времен, во времена царствования Ахава, израильского царя. У него была жена-язычница, по имени Иезавель. Она узурпировала власть и, практически, управляла Израильским государством. Совершенно незаконно! Она, в нарушение воли Бога, принесла много нечестия в среду израильского народа. Вот как это звучит со страниц книги Откровения: ”И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: «Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих” (Откр.2,18-23). Далее изложены последствия этого попустительства. Совершенно очевидно, что всякое учение, не соответствующее Божьим установлениям, влечет за собой горькие последствия. Из вышеизложенного видно, что женщина не имеет никакого основания быть пастырем или учителем в церкви Божьей.

Теперь, когда мы рассмотрели Библейские основания того, что женщина не может быть пастором, я хочу кратко изложить взгляды богобоязненных рабов Божьих, стоящих на фундаменте Слова Божья, их взгляды на роль женщин в церкви и невозможность быть священнослужителями. Вот что говорит по этому поводу доктор богословия Джон Мак Артур: «…Женщины, которые претендуют на благочестие, должны подкреплять это свидетельство своим поведением и внешним видом. Они должны облачиться в добрые дела, которые добры по-настоящему, а не только с виду. Добрые дела должны быть отличительной чертой женщин-христианок. Они открыто посвятили себя следованию по пути благочестия. Благочестие означает благоговение перед Богом. Женщина не может противоречить Божьему замыслу относительно её роли в церкви и, в то же время, заявлять, что она любит Бога.

Апостол Павел говорит: «…Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим.2,9-13). Ветхий Завет подтверждает, что духовное положение женщин равно духовному положению мужчин. Закон Моисея был дан всему Израилю, как мужчинам, так и женщинам (Втор.1,1). Они должны были учить ему своих детей (Втор. 6,4-7; Притчи 6,20) и приобщать их к участию в еврейских праздниках (Исх. 12,3, Втор. 16,9-15). Бог напрямую общался с женщинами (Быт.3,13; 16,7-13; Суд.13,3). Однако духовное равенство между полами не отменяет их различия в выполнении обязанностей. Ни в Израиле, ни в Иуде не было женщин-царей. Нечестивая Гофолия была узурпатором. Девора была судьей, (Суд.4,4; 5,3) но, что примечательно, она отказалась возглавить военный поход против жителей Ханаана, уступив лидерство Вараку. Ни одна женщина не служила священником. Все авторы Ветхого и Нового Заветов были мужчинами. Как Новый, так и Ветхий Завет учит, что мужчины и женщины равны духовно, но выполняют разные роли. В Послании к Галатам Павел говорит о духовном равенстве между мужчиной и женщиной, хотя некоторые используют этот стих для оправдания женщин, берущих на себя ответственность за руководство в церкви (Гал.3,28). Контекст данного места говорит о спасении и о том,  что принявшие Христа, кто бы они ни были, иудеи или язычники, рабы или свободные, мужчины или женщины - «одно во Христе Иисусе». Двадцать девятый стих завершает и утверждает смысл, говоря: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники», «имеющие вечную жизнь в небесах». Добросовестный исследователь не будет вырывать из контекста 28 стих, нарушая смысл этих слов в угоду нечестным людям. Даже если говорить только о двадцать восьмом стихе, богобоязненный человек поймет его истинное значение.

Доктор Соуси пишет: «Ответы на эти вопросы совершенно не имеют отношения к функциональному положению мужчины и женщины…. Привносить в этот отрывок вопрос о функциональном положении в человеческом обществе – значит приписывать значение, не подтвержденное веским контекстуальным толкованием. Таким образом, для упразднения, установленного в церкви порядка для мужчины и женщины, на основании (Гал.3,28), не больше основания, чем для упразднения установленного порядка между верующими родителями и детьми или верующими гражданами и правительствами. Потому что все они – одно во Христе Иисусе, как в церкви, так и за её стенами (Соуси, стр. 181-188). Почему Апостол Павел не говорит: «Нет мужчины, ни женщины», а употребляет словосочетание: «мужской пол и женский пол»? (Соуси, стр. 283). Единство во Христе не уничтожает функциональных различий между евреями и язычниками. Оно, так же, не устраняет функциональных различий между рабами и хозяевами (1Кор.7,20-24). Почему тогда мы допускаем, чтобы эти различия стерлись между мужчинами и женщинами»?

Новый Завет никоим образом не относится к женщине, как будто стоящей ниже духовно. В противовес преобладающей практике раввинов, Иисус учил женщин (Луки 10,38-42). Женщины служили Иисусу и ученикам (Луки 8,2-3). В ранней церкви в молитвенных служениях участвовали, как мужчины, так и женщины (Деян.1,13-14). Короче говоря, все обетования, заповеди и благословения Нового Завета, в равной степени относятся, как к мужчинам, так и к женщинам. В Новом Завете нет женщин, которые были бы пасторами-учителями, евангелистами или пресвитерами. Среди авторов Нового Завета не было женщин. Нигде в Новом Завете не записана ни одна проповедь или учение женщины. В первом послании к Коринфянам, в одиннадцатой главе, в пятом стихе показано, что женщинам разрешается молиться и провозглашать Слово. Но Павел ясно говорит здесь, что такое разрешение не относится к собранию церкви. Когда собирается церковь, женщины в безмолвии, со всякой покорностью должны слушать мужчин, которые учат (1Тим.2,11-12). Женщины должны быть в безмолвии в том смысле, что они не должны учить. Они должны проявить покорность, отказавшись от претензий на власть пресвитера или проповедника. Так должно быть не потому, что женщины, в каком-то смысле, хуже мужчин, а потому что так повелевает Закон Божий (1Кор.14,34-35). Это соответствует Божьему замыслу в отношении «немощных сосудов». Однако это не отстраняет женщину от учительства полностью. Прискилла и Акила оба наставляли Аполлоса (Деян.18,26), но наедине, а не во время служения в церкви. Женщины могут и должны учить других женщин,- говорит Павел (Титу 2,3-4).

И последнее, относительно руководящей роли женщины

Некоторые задают вопрос: «Могут ли женщины выполнять функции руководителей на миссионерском поприще, при отсутствии мужчин?» Важно, что Павел, написавший этот отрывок (он сам был величайшим миссионером, какого когда-либо видел мир), не делал никаких исключений для миссионерства. Бог не нарушает Своих принципов, ради целесообразности.

Вывод из приведенных исследований:

-  можно с большой точностью сказать, что женщины к такому труду не призваны и те, кто оправдывают пастырство женщин, нарушают волю Бога относительно пастырства. Для женщин Богом определен другой труд…
-  Итак: четырнадцатая глава первого послания к Коринфянам, 34 и 35 стихи, утверждают изложенный выше порядок служения. Тридцать третий стих провозглашает: «… Бог не есть Бог неустройства, но мира». Далее: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» (1Кор.14,36). Наконец, Павел делает утверждение всего, выше изложенного, говоря: «Если, кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1Кор.14,37).  Вывод Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14,34-35). Это не относится к культуре того времени и не является дискриминацией женщин со стороны мужчин. Это – прямое повеление Бога, определение Свыше, соответственно замыслу Бога в Его творении. Этот Божественный замысел вполне обеспечивает радостную и счастливую жизнь, как мужчин, так и женщин. В их функциональном различии и уникальном статусе, предусмотренном Богом.

Тех, кого Бог избирает на определенное служение, Он наделяет полномочиями, соответственно их служению. Мы можем видеть это в многочисленных местах Писания. Бог говорит Моисею из среды тернового куста. Моисей, казалось бы, занимался самым обычным делом, он пас овец своего тестя Иофора. Находясь со стадом далеко в пустыне, он увидел горящий куст терновника. Это возбудило в нем большое любопытство. «Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает»(Исх.3,3). Подойдя, он был поставлен лицом к лицу со святостью Божьей: ”И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога  (Исх.3,5-6). Это произошло прежде, чем Бог начал употреблять Моисея для выполнения колоссальной работы, прежде чем наделил его полномочиями. Бог представляет Себя Моисею, рассказывает о причине этой, неожиданной для Моисея, встречи, раскрывая ее цель. (7,8 стихи).  Он показывает причину Своего прихода в Египет к Израилю, подчеркивая: «Вопль сынов Израилевых дошел до Меня». Бог говорит, что Он идет избавить Израиля от руки египтян. И, только после ясного изложения цели, Бог начинает облекать Моисея рядом полномочий, делая его Своим представителем, как пред народом Израильским, так и перед фараоном. В тринадцатом и четырнадцатом стихах Бог открывает Себя Израилю через Моисея совершенно особым образом, как «Сущий».

”Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам”  (Исх.3,14). В пятнадцатом стихе Бог поручает сказать о Своем отношении к народу:

«И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам…» (Исх.3,15).  Немного далее,  в 16 и 17 стихах Господь поручает Моисею открыть народу Его намерения, по отношению к Евреям.

Получив от Бога полномочия, Моисей и Аарон предстают перед фараоном с определенными требованиями. (Об этом можно прочесть в кн. Исход, 5 глава) После всех событий: «…Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх.7,1). Слово «смотри» в данном тексте несет нагрузку ответственности. Это не только полномочия, это ответственность за их применение! Все дальнейшие события, все суды над Египтом и фараоном, были возможны только потому, что Бог облек Моисея Своими полномочиями. Из многочисленных событий жизни этого Божьего мужа, одно было яркой иллюстрацией действия Божьих полномочий. Это – уникальное событие и подобного не происходило больше в истории человечества.

«Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх.19, 3-6).

Господь напоминает о том, что Он сделал с египтянами, а Израиля носил, как на орлиных крыльях. А потом – ставит Израилю условие, при выполнении которого они будут Его уделом, то есть собственностью. Бог делает это с определенной и ясной целью, чтобы они были у Него царством священников и народом святым. На горе Синай Бог дает Моисею полномочия объявить Израилю Закон, состоящий из десяти заповедей, написанный Божьей рукой. Подобного Закона не имел ни один из существовавших народов.

Тридцать вторая глава книги Исход, с 1 по 9 стих, говорит о том, как быстро Израильский народ уклонился от Бога и совершил гнусное преступление, достойное сурового наказания. Десятый стих показывает реакцию Бога на безрассудство народа: «…Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя»  (Исх.32,10). Но Моисей, имеющий от Бога полномочия вывести Израиля из Египта, «стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,… и отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32,11-14). Моисей предстает перед нами, как Божий служитель, имеющий от Него полномочия предстать с мольбою, чтобы защитить народ от истребления. Удивительная история! В другом месте написано:  «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иез.22,30). Прошло время. «И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса и станьте у скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у скинии собрания»  (Втор.31,14).  Мы не знаем подробностей наставления, которое дал Бог Иисусу Навину, но из последующих описаний, которые мы находим во Второзаконии и в книге Иисуса Навина, видно, что этот человек был наделен властью и силой, данной ему от Бога. Вот это свидетельство: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втор.34,9); «… Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:  … встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею … никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; …ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Иис. Нав.1,1-9).

Здесь каждый стих свидетельствует о Божьих гарантиях и повелениях (полномочиях). Господь повелевает Иисусу Навину осуществить Его цели относительно народа Израильского и Он же наделяет его Своей властью, силой и мудростью. Верность Божьим повелениям, Его Слову, достигла в жизни Иисуса Навина невероятных, с точки зрения человека, результатов: «Иисус воззвал к Господу в тот день, … и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла…» (Иис. Нав. 10,12-13).

Размер статьи не позволяет описать все полномочия, которыми Бог наделял верных Ему пророков, царей и священников. Мне остается только сделать несколько напоминаний о Божьих полномочиях Его служителям в Новозаветное время.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос уполномочивает Своих учеников выполнить главную задачу: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»  (Матф.28,19-20).

Для выполнения этой задачи Он снабжает их необходимыми средствами: властью, моральными качествами, силой, зрелостью, духовностью, способностью учить, семейным статусом. Всем тем, что необходимо Божьим служителям для осуществления вверенного им поручения. Лука передает слова Божьи: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1,8).

Бог посылает Своих служителей осуществлять Его поручение. Он снабжает их необходимой силой. Он избирает для этого определенных людей с нужными качествами: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4,11-16).

В этих текстах ясно видна цель, ради которой Он ставит в церкви Свои служителей. Слово «иных» говорит о том, что не все могут быть служителями. Только те, кто отвечают квалификациям, представленным в посланиях, 1 Тимофею и Титу. Этих людей Господь уполномочил на самое славное и самое великое – Его Церковь, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1,23).  Он вменил им в обязанность пасти овец Его: увещевать, наставлять, обличать, запрещать.

Прежде, чем  поручить Петру пастырство, Господь трижды задал Ему вопрос: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21,15-17). Это очень важный вопрос. Без любви к Иисусу невозможно осуществлять пастырство. Только любовь способна освободить от эгоизма, соперничества и вражды. Любовь к Иисусу позволяет правильно пользоваться пастырскими полномочиями. Апостол Павел, наставляя Тимофея, употребляет весьма ответственное слово: «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием»  (2Тим.4,1-2).

Заканчивая эту статью, хочу напомнить ещё одно место Священного Писания. Апостол Петр, вероятно, видел много пастырей, не имеющих пастырского характера, поэтому пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5,1-4).

Итак, полномочия, которые даровал Христос пастырям, сопряжены с великой ответственностью. И эта ответственность вытекает из полномочий, дарованных пастырям. Павел, сравнивая пастырство со строительством, отмечает мысль об ответственности, следующим напоминанием: «Но каждый смотри, как строит… каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон…» (1Кор.3,9-15).

«СМОТРИ, КТО, КАК СТРОИТ!» - вот она, ответственность!

Как старец, я обращаюсь ко всем пастырям: «Посмотрите, отвечаете ли вы пастырскому призванию морально, имеете ли вы от Бога дар учить, каков ваш семейный статус, посвятили ли вы себя Богу бескорыстно?»  Всем придётся давать отчет.

Горе пастырям, которых не Господь избирает на это служение!

Благословенны пастыри, которые являются соработниками у Бога!
Они получат неувядающий венец славы.

About the Author

Алексей И. Коломийцев

г. Ванкувер, Вашингтон.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц