Feb11

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Author // Пётр Ф. Ткачук Categories // ЯНВАРЬ 2009

Чтобы осветить тему о необходимости церковной дисциплины, нужно определить значение каждого из этих слов.

Церковь – экклесия, означает сообщество людей, исповедующих Иисуса Христа своим Спасителем и Господом. В ней должны находиться духовно возрожденные люди. Создателем и главой Церкви является Христос (Мат.16,18). Начало Новозаветной Церкви было положено в день Пятидесятницы. Во время этого праздника, Господь исполнил обетование, сказанное чрез пророка Иоиля: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль2,28).

Сошествие Святого Духа сделало нас участниками Нового Завета на основании жертвенной крови Иисуса Христа. Пророк Иеремия об этом событии писал так: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31,33). Это говорит о том, что Христос воздействует на верующих посредством Святого Духа для созидания дома духовного (1Пет.2, 4-5). Истинная Церковь непобедима. Иисус сказал, что «врата ада не одолеют её» (Матф.16,18).

Слово дисциплина мы не найдем на страницах Библии. Владимир Иванович Даль говорит, что это: «воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание, воинская управа». Дисциплина ограничивает нашу свободу и приводит ее в подчинение тому, кто имеет больше власти. Дисциплинируя наших детей, мы достигаем две цели: первая – открыть для них границу между добром и злом. Вторая цель, чтобы они, делая добро, могли выразить этим свою любовь к родителям. Сама по себе дисциплина в церкви не дает силы, чтобы делать добро, но она учит как, благоговея, правильно выразить свою любовь к ближнему и Богу.

В Библии, самым близким синонимом слова ”дисциплина”, может быть закон. Когда Бог создал человека и поместил его в Едемском саду, Он ограничил его лишь одной заповедью: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2: 16-17). Нельзя сказать, что Адам и Ева не любили Бога, но искушение, которое предложил Еве змей, нашло отклик в её сердце. Один поступок непослушания Адама поверг в пучину греха и несчастья не только человечество, но и все творение (Рим.8: 19-23). Благодаря смерти Иисуса Христа мы вновь приобрели свободу от власти греха. Апостол Павел пишет: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6: 14).

Природа греха

Чтобы рассматривать дальше вопрос церковной дисциплины, нужно затронуть вопрос о природе греха. Источником греха и непослушания является диавол. Христос сказал: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи» (Иоан.8,44). Мы живем во время, когда отношение к греху, даже родственных по деноминации церквей, может быть разным. Кто-то заметил, что, даже сломанные часы, в сутки дважды показывают правильное время. Независимо, как смотрит на это церковь или пресвитер, отношение к греху и согрешающему, со стороны Бога, остается неизменным. На страницах Библии очень часто встречается слово грех. Этих слов намного больше, чем слов, обозначающих благодать. Если суммировать все слова о грехе, то, буквально, это значит - «промахнуться», не попасть в цель. Ветхозаветное слово “чата”, обозначает не просто промахнуться, а попадание в ложную цель. Самое употребляемое слово для обозначения греха в Новом Завете – хамартия, т. е. промахнуться.

Грех - это отклонение от образа праведности.

Всякий грех - бунт против Бога, нарушение Его заповедей.

Грешник несет ответственность за свой грех.

Обычно грехи бывают против Бога или против ближнего, а может быть и против самого себя. «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяние, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1,13). Чтобы увидеть, насколько ужасен грех, нужно пристально посмотреть на распятого Христа.

Влияние греха на человека и каковы его последствия

А. Библия коротко сообщает нам, что потомки Сифа, при рождении Еноса, «начали призывать имя Господа» (Быт. 4,26). Из этого родства мы встречаемся с Енохом, который ходил пред Богом.  За праведное житие пред Богом он был взят живым от земли. Когда родился Ной в семье Ламеха, то прозвучали слова: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт.5: 29). В будущем лишь семейство Ноя вошло в ковчег «Спасения». А все остальные потомки Сифа, ко дню потопа, оказались Богопротивниками и были подвержены суду.

Церковь,
которая имеет силу
противостоять греху,
будет возрастать
как количеством,
так и качеством.

Б. Бог дал закон для евреев, который определял Его святость и правила их поведения. Независимо оттого, что Он вывел их из Египта, как написано: «потом неверовавших погубил» (Иуд. 1,5). Со дня выхода Израиля из Египта и до возвращения его из вавилонского плена, в истории евреев нет упоминания о тюрьмах. Сколько поражения принес грех Ахана, у стен разрушенного Иерихона! (И. Нав. 7,21- 26).

Десять соглядатаев, из-за духа ропота и неверия, чуть не заразили все общество Израильское, за что они не смогли войти в землю обетованную (Чис. 14 гл.). Пустыня стала для них братской могилой.

За пренебрежительное отношение к священству, семьей Илия, был поражен Израиль (1Цар. 4 гл.). За что были пораженные Надав и Авиуд (Лев. 10 гл.) или Оза у ковчега Божия? (2Цар. 6: 6- 7).

В. Нагорная проповедь больше всего открывает взгляд Божий на грех в Новом Завете. В Евангелие от Матфея, Христос делает сравнение заповеди Ветхого Завета с тем, как она интерпретируется в свете Нового. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мат. 5,21- 22). Апостол Павел призывает дисциплинировать грех на уровне мыслей. Почему это так важно? «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8,7).

Христос, прощая женщину, взятую в прелюбодеянии, смотря на её глубокое раскаяние, в предостережение сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди впредь не греши» (Иоан.8,11).  Исцелив расслабленного, который болел 38 лет, Иисус говорит ему: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан. 5,14). Слова, которые услышал выздоровевший человек, должны привести к глубокому осмыслению отношения к греху.

Посмотрите, как поступил Апостол Петр с Ананией и Сапфирой.  На прямой вопрос, о цене проданного имения и принесенного пожертвования, Анания сказал ложь. На этом его жизнь закончилась. После несколько часов также трагично умерла и его жена. У нас возникают вопросы. Почему так строго? Неужели нельзя было дать шанс на исправление их духовного состояния? (Деян. 5,1- 14). В заключение этой истории есть важные слова: «Из посторонних же, никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин». Церковь, которая имеет силу противостоять греху, будет возрастать как количеством, так и качеством. Статисты говорят, что «консервативные церкви имеют больше молодежи и детей, чем либеральные». То есть эти церкви имеют будущее.

Г. Христос говорил о тех, кто сеет соблазн: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17,2). После этих слов ученики сказали Христу: «умножь в нас веру». О поступке Иуды Христос сказал, что «лучше такому человеку не родиться». Почему Апостол Павел не стал увещевать сначала того, кто грешил в Коринфянской церкви, а в строгой форме написал им послание? «В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5,4- 5). Ниже он пишет, «чтоб не сообщаться с блудниками», «с таким даже и не есть вместе».

В этой же главе в 6 ст., он раскрывает, почему он это делает: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор.5,6). Дополняя эту тему в послании к Евреям, он так пишет: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы, какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр.12,15).

Д. «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изьят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор. 5,2).Церковь, которая не дала оценку греху и человеку, живущему в грехе, дает повод гордиться ему этим. Часто такие люди бывают очень активны. «Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои». А сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя? Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься. Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь. Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что и Я такой же, как и ты» (Пс.49,16- 21). Великодушие, за счет Божией святости и Божией воли к нераскаявшемуся человеку, не приемлемо в церкви. Наглядным примером для нас является отношение Бога к царю Саулу, после возвращения из воинского похода против Амалика. За непослушание в точности исполнить Божью волю, царь был отвергнут (1 Цар.15,10-23). Посмотрите, как смотрит мир на христианство с двойными стандартами. Хочется привести пример из жизни брата В.М. Журавлева, из Казахстана. Однажды он пришел в городскую библиотеку, чтобы найти русско-казахский словарь. В библиотеке словаря не оказалось, но разговор с работником библиотеки услышала одна казашка и пожелала помощь ему. По дороге к ней домой она спросила брата: «Зачем вам словарь? На что тот ответил: «Я верующий и хочу проповедовать для людей казахской национальности, чтобы они не погибли, а уверовали во Христа как Спасителя».

- Вы верующий?
- Да.
- А какой вы верующий: настоящий или современный?
- Извините, я вас не понимаю, что это значит? - спросил брат.
- Настоящий верующий – это тот, кто верит в Бога, ходит постоянно в церковь, молится и делает все, что ему положено.
- Современный – это тот, кто признает, что Бог есть, но живет так, как живут все.                                
Хочется обратить внимание на церковное воспитание. Христианство это не список запретов, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2,8- 9). Духовное воспитание - это наставление, научение, в котором нуждается каждый член церкви. «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения.....» (Еф.4, 11- 14).

В церкви есть духовные младенцы, к которым применимы слова Апостола Иуды: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением» (22ст.). А других, которые сознательно пошли за лжеучителями, приходится спасать страхом церковного отлучения или вечного наказания (Иуд. 1,23). Церковное воспитание и лояльность к греху не могут быть совместимыми, равно, как свобода и вседозволенность. Апостол Павел выражает эту мысль так: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал.5,13). Дополняя эту мысль, он пишет к Ефеской церкви: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5,3).

Церковная дисциплина - важный элемент воспитания народа Божия

А. В рамках любви верующих и лояльности друг к другу, есть один весьма необходимый элемент, на который часто не обращают внимание.  Это способность противостоять греху. В церкви, как в семье, нужно увещевать или даже ограничивать чем-то непослушных членов церкви. Это признак любящей семьи. Истинная любовь заботится о том, чтобы те, кто рядом не погибли. Когда неверующий человек приходит к Богу, искренно кается, он обязательно помолится за своих близких. Истинная любовь без колебаний будет противостоять греху. «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» (Пр.27,5). «Обличение дает мудрость» (Пр.29,15), - так говорит Соломон. Апостол Павел пишет: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет всякого сына, которого принимает» (Ев.12,6).

Б. Как понять слова: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим.14,13)? «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь...» (1Кор.4,5). Или как понять слова Христа: «Не судите, да не судимы будете»?

Данные тексты Писания не относятся к осуждению конкретного греха, где церковь может быть в стороне. Однако такие грехи как: убийство, пьянство, блуд, воровство, прелюбодеяние и так далее, подлежат оценки церкви. Там, где приведены слова Павлом или Христом о суде, там не говорится о наличии явного греха. Вот поэтому, Христос говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан.7, 24).

В. Лука пишет о Павле, когда они были в миссионерском путешествии: «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян.16,4). Возникает вопрос, зачем? Хочу привести слова И.А. Крылова: «Как не приманчива свобода, но для народа не меньше губительна она, когда разумная ей мера не дана». Как-то пастор встретил своего прихожанина и спросил: «Что-то в последнее время я не вижу вас на собрании? Слегка выпивши, тот ответил: «Я нашел церковь, где пастор, не таких узких взглядов, как вы». «Очень жаль, что больше к нам не придете» - ответил пастор. В зимний вечер, пастор, возвращаясь домой, увидел лежащего полу-замерзшего человека, который был близок к смерти. «Вы уже замерзаете? – на что бывший прихожанин сказал: «Ну и что?»

Нет сомнения, что живая вера будет преображать человека в образ Христа. Мы должны алкать и жаждать правды, такими желаниями должен жить христианин. Из истории Израиля и церкви, мы находим много других примеров,  где были потеряны любовь, вера и благословения. Не только Иисус, но и апостолы предупреждали об опасности отпадения. Апостол Павел пишет верующим из евреев такие слова: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Ев.3,13-14). Эту же мысль он много раз повторяет на страницах этого послания, о чем он говорит в 10 главе: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный, верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10,35-38). Христос тоже сказал, что в церкви будут те, кто: «...временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лук.8,13), или «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мат. 24,12).

Для некоторых может казаться, что церковная дисциплина, ограничивает или ущемляет свободу членов церкви, но это не так. Хотели бы вы попасть в общество, где нет никаких законов, где каждый поступает, так как он хочет? Можем ли представить себе город, где не существует правил дорожного движения и где отсутствуют дорожные знаки? Но там ты свободен. Куда хочешь, туда иди. Наверное, такая свобода не гарантировала, что мы благополучно можем перейти улицу и живыми дойдем домой. В жизни народа Божия такое состояние описывается так: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21,25). Мудрые церковные постановления и правила ограждают от различных бед, болезней, разногласий и являются большим благом для церкви.

Г. Церковь является добровольным объединением верующих во имя Господа Иисуса Христа. Чтобы мудро поступать в вопросах жизни церкви, помимо Слова Божия, добрым пособием может служить выработанное церковное соглашение или устав. В них могли бы найти отражение такие вопросы, как цели и задачи церкви, структура церкви, порядок избрания служителей и их ответственность, устройство церкви, права и обязанность члена церкви. Как-то брат, сетуя на другого брата, говорит: «В этой церкви не интересно». Почему? - спрашивает другой. Потому что здесь не спорят, а в споре рождается истина. На что брат, ответил: «В спорах рождаются ссоры, разногласия и все худое, кроме истины». Сегодня, как и в дни апостолов, есть не меньше христиан, живущих не по духу, а по плоти.  Для таковых «христиан» служение Богу, должно быть выражено в том, чтобы не соглашаться с существующим порядком в церкви. Церковь с размытыми берегами, обречена на тяжелый путь со многими скорбями.

Д. Как применять церковную дисциплину? Хотел бы сравнить её с мечем обоюдоострым. Прежде чем применять дисциплинарные меры нужно внимательно изучить совет Павла: «Братья, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6,1-2). Есть много примеров, когда те, кто не правильно использовали церковную дисциплину, впадали в те же согрешения. «Цель же увещевания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1,5). Вот несколько выражений из народной мудрости:

- Справедливость без любви делает человека жестоким.

-  Правда без любви делает человека критиком.

- Воспитание без любви делает человека двуликим.

- Ум без любви делает человека хитрым.

- Приветливость без любви делает человека лицемерным.

- Власть без любви делает человека деспотичным.

И в заключение хочу привести, один куплет из гимна:

Если ждет тебя дорога
в неизвестный край,
Не суди, упавших строго,
лучше поднимай
Может статься,
сам в бессилье
где-то упадешь,
Ослабеют сердца крылья,
веру надорвешь.

About the Author

Пётр Ф. Ткачук

Пастор, г. Харинсбург, Виржиния.

Родился в 1960 году в Белоруссии. С 1994 года проживает в США. В церкви нес служение проповедника и занимался работой с молодёжью.

В 2000 году был избран в церкви города Харрисонбург, штат Виржиния на служение пресвитера.
В церкви более шестисот членов. Богословское образование получил в Международной Теологической Семинарии. Женат, имеют пятерых детей (все члены церкви). Дополнительную информацию о служении и церкви можно получить на сайте: frbcva.com.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц