May07

ВОПРОСЫ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ

Author // Виталий Волчанский Categories // МАЙ 2011, МУЗЫКАЛИНОЕ СЛУЖЕНИЕ

(Продолжение, начало в декабрьском номере 2010)

VII. ЧТО ПРЕВОСХОДНЕЕ? СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛНОСТИ ХОРА И Г.П.

Сторонники поклонения говорят, что наши гимны не радостные, мелодии недостаточно веселые, а вызывают тяжелое настроение и  угнетают дух,  а у «прославителей» — наоборот, вводят в истинное прославление, хвалу и радость. Надо понимать, что в музыке «прославительной» есть что-то, что особым образом влияет на слушателей, дает особое состояние возвышенной духовной радости, но чего не делает наша, традиционная.  Может быть, действительно есть что-то, что в этом жанре делается лучше, славнее, благословеннее? Разберемся, так ли это?   Сила воздействия музыкального произведения (вокального в данном случае) не приходит по волшебству, а  складывается из определенных компонентов. Возьмем наиболее важные из них. 

В-первую очередь это:

  1. Текст.
  2. Музыка (музыкальная форма,  мелодии, гармония, тембральное разнообразие, талантливость инструментовки, богатство музыкального языка).
  3. Исполнение (качества и особенности ансамбля/хора, количество участников, одаренность исполнителей,  манера исполнения).

Главные отличия и сила воздействия определяются именно текстом и музыкой произведения. Текст определяет, имеет ли данное произведение духовное содержание и насколько глубоко оно. Музыка создает его эмоциональный настрой,  характер, чувственную сторону. Сравним в общем случае, при приблизительно равных талантах  участников, характерные черты песен  ГП и хоровых псалмов. Сопоставим  сначала литературную часть - тексты хоровых псалмов и песней групп прославления. И не вникая в глубокие подробности, сделаем общий сравнительный анализ возможностей той и другой.

I.  ТЕКСТЫ.
Хор.


 Тексты—Псалмы. Это прямые цитаты из книги Псалмов.

«Псалмы необычайно разнообразны по характеру и содержанию: среди них есть и торжественные дифирамбы, и скорбные размышления, и проникновенные просьбы, и властные заклинания; в них и иступленная вера, и робкая надежда. Содержание псалма, вероятно, обуславливало характер его исполнения, роль и образный строй музыки (декламации и сопровождения)» (Из интернета).  

Псалмы признаны в мире непреходящими шедеврами. Это не подлежит сомнению. До таких заоблачных высот красоты и силы чувств, вряд ли кому из «прославителей» суждено добраться в своих текстах. Примеры: “Возвожу очи мои к горам” (Пс.120); “Господня земля” (Пс.26); ”Воспойте Господу” (Пс.95) и др.

Тексты — стихотворения известных русских поэтов, как классиков, так и современных—Державина,  Лермонтова,  ИС. Проханова,  Л. Жидковой, Я. Бузинного, В. Кушнир и многих других. Это высокохудожественная и истинно духовная поэзия, глубоко проникающая в сердце, возвышающая дух. Такие тексты действительно можно назвать проповедями.  Это - шедевры в мире христианского духовного творчества. Редко кто из «прославителей» может взять на себя смелость утверждать,  что их поэзия поднимается на такой уровень или превосходит по силе таланта указанных выше и других талантливых наших современников-поэтов.

Заметим, что стихи великих поэтов, никогда не писались кое-как,  на скорую руку.  Даже написанные с экспромта,  они после многократно обрабатывались и редактировались, и только пройдя эту доводку, выходили в свет. И композиторы вдохновлялись ими уже в этом, «отполированном» виде. То есть, выдающиеся композиторы не писали свои шедевры на плохие стихи, а  изначально выбирали лучшие из всех возможных. (Об единичных исключениях мы не говорим).  Примеры: «В минуту жизни трудную», Ода «Бог» и другие.                                                                                    

Тексты композиторов,  написавших музыку псалмов. (В. Крейман, И. Скирда, И.  Проханов и другие). Тексты – высокохудожественны, выразительны и тщательно отработаны.  Примеры: «Когда твой путь земной» В. Креймана.

Г.П. - Группы
Прославления.  


Тексты песен – сочинения молодых авторов.  Эти песни не глубоки по содержанию, часто  в форме рефрена, с примитивной смысловой нагрузкой и многократными повторениями. Часто тексты сочиняются духовно незрелыми молодыми братьями и сестрами, пришедшими из мира и не впитавшими  еще нашей духовной культуры, и несущие в церковь ту мирскую субкультуру, на которой они были взращены. Поэтому можно встретить и жаргон, и вульгарные выражения современной неверующей молодежи (такие, как «сам ты в небо не ломись»).

Тексты — экспромты, сочинения участников Г.П. прямо на служении.   Тот, кто писал стихи, знает, насколько сложно даже для одаренного и имеющего опыт поэта сочинять прямо на публике и какие «сырые» бывают такие стихи. Что же можно сказать о творениях молодых людей, не имеющих особых стихотворных  талантов (именно таких - подавляющее большинство), которые пытаются  поразить слушателей своими новоиспеченными шедеврами? К несчастию, в прославлении и опытные авторы делают это, считая, что Господь будет говорить через них во время исполнения. Кстати, сами «прославители» не отрицают слабости своих текстов, грубости стихов и их легковесности, и даже считают это достоинством, чтобы легче запоминались и «не нагружали мозги» (эти традиции идут ещё от музыки  «госпел»).  В других случаях берут харизматические тексты. Естественно, что эта «цельнотянутая»  продукция, по рецептам  харизматов, приносит и такие же плоды.

Там, где церкви еще не ушли так далеко от традиционного пения, поют наряду с новыми песнями и гимны из наших сборников, но в исполнении все равно подделываются под харизматичесий стиль. «Трудно найти современную песню прославления, которая бы учила или вразумляла. Большинство их написано только для того, чтобы затронуть наши чувства». (Из интернета).

II. Музыка.


Хор.  О богатстве и красоте хоровой музыки,  имеющейся в мире на сегодняшний день, говорить излишне. Это поистине неисчерпаемый кладезь истинных шедевров, на любой вкус и с самым разнообразнейшим содержанием. Достаточно только назвать имена композиторов, чьи произведения поют наши хоры. Это Ведель и Бортнянский, Чесноков и Архангельский, Бетховен, Моцарт,  Шуберт, Чайковский, Рахманинов и многие другие. Это и наши недавние современники и ныне живущие: Д. Воевода, В. Крейман, И. Скирда, Бацук, Е. Гончаренко, В. Павлов, Т. Лозовая,  Я. Эйтенейер, И. Милеев, - всех не перечесть.

В   прославлении  ГП  доминируют примитивные и легковесные, не затрагивающие глубин души и незапоминающиеся мелодии. С аккомпанементами, часто совершенно не соответствующими словам песни. Для одноразового выступления это может сойти, как обычный номер любительского ансамблевого музицирования. Но для постоянного кормления церкви замена ими богатой хоровой культуры  наносит непоправимый ущерб, лишает церковь высокого духовно-эмоционального  настроя, и  вызывает негативное влияние в сфере духовного воспитания, как недостаток определенных продуктов при неправильном питании вызывает расстройство здоровья.

III. Исполнение.


Сам характер, манера исполнения хоровой музыки резко отличается от манеры исполнения ГП. Благоговейная манера и внешний вид, культурное звучание, глубокие тексты резко контрастируют со стилем петь и держаться на подиуме членов ГП с их тяготению к современной поп-культуре мирских молодых людей. И в вокале подход принципиально различен: в хорах мы учим петь мягко, без форсажа, крика, прикрытым голосом, с четким произношением. Ориентируясь на проникновенное и колоритное, культурное исполнение в традициях классической школы вокала.  А  кредо певцов ГП — петь «громко и сильно».

Чтобы не быть голословным, отсылаю всех желающих на сайт YouTube прославительной дивы Вероники Воршип «уроки пения»: «Вы можете петь громко и сильно!». Другая иллюстрация недвусмысленно говорит, на какие цели ориентированы поющие там молодые люди: «КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ» (сайт vivaharmony).  А наш подход — противоположный: учиться  смирению, отказываться от честолюбивых целей в служении Богу. Так Христос учит: «Мы—рабы ничего не стоящие».

Вывод: Сопоставляя выразительные возможности хоров и ГП,  мы видим, что они находятся по своим художественным и духовным качествам в совершенно разных «весовых категориях».  Музыка ГП никак не может  воздействовать сильнее и глубже как в духовном, так и в музыкальном плане на сердца людей, так как она несравнимо ниже по своему духовному содержанию и намного беднее музыкально.  И не может претендовать на равноценную замену хорового пения в церкви.                                                                                                                                                     

Хор — это большой коллектив, где все находятся более или менее  на равном положении, все - певцы. Даже солисты, при их одаренности и роли в хоре, не являются индивидуалистами. Кроме исполнения их соло, они стоят в общей массе и поют в хоре наравне со всеми большую часть времени. Этим воспитывается скромность, смирение, ощущение себя как части коллектива. Любая же  малая  группа, если она не выступает эпизодически, а постоянно и монопольно  ведет служение,  это уже концентрация   всеобщего  внимания,  ощущение своего особого положения, привычка к всеобщему поклонению и соответствующее возрастание самомнения,  тщеславия,  болезненного самолюбия, а в дальнейшем — гордыни. И как следствие — духовное  падение. Конечно, все  это приходит не в один день, но это — закономерное явление. Это серьезная духовная опасность для молодых, неутвержденных сердец. Если молодежь имеет горячее желание играть и петь, в церкви ей даются для этого все возможности.

VIII. АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТНИКОВ ГП


В поддержку мнения, что у нас якобы нет истинного прославления, приводятся вот такие аргументы:
- В братстве, якобы наблюдается кризис в музыкальном служении.
- Мы не создали современного прославления и поклонения, как у других деноминаций (в том   числе и у православных). Нужно создавать наше собственное баптистское прославление.
- В служении  у нас есть много противоречий, которые нужно разрешить.
- Устаревшие традиции (музыкально-певческого служения) лежат тяжелым бременем на нас. «Молитвы, хоры, солисты, потом — Слово... а поклонения и прославления - нету!!»
- Все проблемы от того, что у нас нет специальной «теологии  литургии прославления».

Рассмотрим эти заявления по порядку.  Суть всех этих высказываний (еще можно привести десятки подобных) - неудовлетворенность существующим порядком и содержанием служения в церквях, стремление оживить и вдохнуть в них особую духовную радость, «оживить» их с помощью ГП. Справедливы ли они??
    

1.Кризис музыкального служения.
В наших служениях нет настоящего прославления и поклонения. Наше служение - безрадостное, скучное, унылое, «умственное». Разберемся в определениях: что есть кризис?

  1. Резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние.
  2. Острое затруднение с чем-либо.
  3. Тяжелое положение  (Большой энциклопедический словарь. Москва, 1999).

Посетите служение десятков славянских церквей в Америке и сотен в бывшем СНГ, вы услышите прекрасное хоровое и сольное пение, общее пение, стихотворения, детские выступления, оркестры и самые разные ансамбли... Радость и ликование.  Это похоже на кризис? Где же то «тяжелое состояние» и «острое затруднение»?

Естественно, не каждое собрание похоже одно на другое по степени торжественности и глубины. И уровень качества пения и музыки, и составы хоров может очень розниться от церкви к церкви. Но сказать, что нет прославления Господа, значит сознательно врать или совершенно не понимать, что значит прославление. Другое дело, что такое прославление не всем по душе. И эти люди настраивают молодежь в церкви, чтобы служение казалось «умственным», скучным и архаичным, дабы зажечь новыми лозунгами для совершения переворота в служении.  Как делали революционеры — пропагандисты перед 17-м годом: «Мы свой, мы новый мир построим!». Красиво звучало, но последствия этой «красоты» мир пожинает доныне. Следовательно, в наших церквах прославления хватает.  Бога славят такими же способами, как это указано и в Ветхом, и в Новом Заветах.  Так что это утверждение надуманное.


 2. Нужно создать свою «современную музыку поклонения».
Первое, что хочется спросить, а что подразумевается под этим термином? Если открыть интернет, увидим там множество прославлений; ГП самых  разнообразных составов и пеструю картину из их репертуаров. Интересно, что эта музыка,  в том же виде гремит уже не один десяток лет, и под разными названиями и соусами лезет в наши церкви уже с 60-х годов. Это поп-музыка плотского, чувственного  характера, с более или менее христианскими словами. Часто с настолько грубыми и бездарными, а то и просто мирскими стихами, где всего несколько христианских слов. Кто жаждет такой «современной музыки поклонения»  - включай и слушай. Но не надо тянуть её в церковь, выдавая за какую-то неведомую доселе  музыку прославления. То, что называется ГП, есть  наша старая знакомая  рок-группа с  солистами. Но если это и есть та современная музыка прославления, тогда что именно нового из неё мы должны брать за образец?? Какой-то новый перспективный стиль игры, состав, направление творчества, содержания песен, музыкальный язык? Да и существует ли  реально такая особая музыка? Есть ли на неё в Библии указание?

Есть непреложный факт, что наша музыка прославления постоянно создается (баптистскими авторами, новая и современная) и этот процесс не прекращается ни на минуту. Естественный процесс развития продолжается, искусство христианское не стоит на месте, мы наблюдаем это развитие в веках. Появляются новые стихотворные приемы и поэтические формы, новые музыкальные жанры, меняется мелодика, обогащается ритмика и гармония. Однако этот прогресс не означает отторжения тех форм творчества, которые были с успехом опробованы раньше и повсеместно вошли в жизнь. И поем мы и Генделя «Аллилуйя», и Бетховена «Вещает небо», и Чайковского, и Чеснокова, и песни Проханова, наряду с новейшими композиторами. Но в практике братства удерживаются только те формы, стили  и жанры, которые соответствуют нашим духовным и эстетическим нормам.                                                                                                                                         

Музыка духовная по своей природе создается для славы Божией, то есть, независимо от характера, для прославления Бога, другой цели у нее нет. Даже печальные гимны о страданиях Христа являются, по своей сути, прославлением Его, потому что ими мы возвещаем смерть Господню, прославляя Его подвиг. Но даже чисто славословящие торжественные песнопения создаются постоянно. В разных жанрах и формах. Так нужно ли нам создавать еще какое-то новое, особое «свое поклонение»? Если у нас итак все  поклоняются Богу? Например, в православии и католицизме не торопятся менять основные традиции их служения, хотя примерам вокруг—несть числа. И мы тоже имеем свои, и гордимся ими, и бережем это драгоценное наследие.

А для того, чтобы вводить что-то новое, нужно, прежде всего, спросить: зачем? И в нашем случае, это далеко не праздный вопрос. Наше, десятилетиями проверенное, служение хорошо выполняет свои функции. Если же добавлять что-то хорошее и новое к уже существующему музыкальному наследию, то совсем нет необходимости отменять прежнее. Но вначале, надо убедиться, что новое — действительно хорошее.

3. В служении  есть много противоречий, в которых надо разобраться.                            
Противоречий в служении нет. Оно проверено многими десятилетиями и даже столетиями, и содержит в себе всё только самое важное и полезное. Противоречия — там, где одно противостоит, мешает другому. В служении же ни одна часть не противостоит и не мешает другим. Проповеди, молитвы,  пение хора, общецерковное пение, стихотворения и другие формы служения не противостоят, но гармонично  сочетаются и дополняют друг друга. И все это необходимо. Уклад служения может меняться, что и происходит время от времени,  в зависимости от местных условий и традиций. И каждая церковь находит приемлемый для неё порядок. А успех служения, наполнение радостью свыше зависит от того, насколько хорошо подготовлены и сбалансированы все эти составляющие его части, насколько  ревностны и духовно высоки участники, насколько опытно и способно руководство. Насколько подготовлены наши сердца к принятию Слова и воздаянию хвалы Спасителю. И, главное, есть ли благословение свыше.

В церквах, где нет мира, чистоты и должной святости членов и служителей, потерян страх Божий, при внешнем полном изобилии и даже при великолепном наборе талантов не будет  ни истинной радости, ни духовной полноты. Потому что Божий Дух не живет в таких сердцах и таких церквах, как в «богатой» Лаодикийской церкви. (Откр.3:4-19). А вот  веселье — будет. Его и на мирских  концертах и гульбищах — с избытком. Так что проблему духовного уныния и отсутствия радости надо искать не в веселящем пении, а в другом — в  гораздо более серьезных внутренних проблемах духовного порядка.                                                                                                       

 4. Конечно, всегда есть место и возможность в усовершенствовании служения и достижения больших благословений. Но, ища лучше, зачем же обязательно разрушать то хорошее, чем жили многие годы? Виноваты ли традиции, что в каких-то церквах плохо поют хоры и служения стали формальные, не назидают и не вдохновляют присутствующих? Но зачем же огульно бранить все хорошее? Тут поневоле приходит на память одна известная басня Крылова о неблагодарном животном под дубом, которое не видело пользы от дерева, которое кормило его всю его жизнь... А может быть, если церковь потеряла благословение, нужно просто покаяться и с постом помолиться, чтобы пришла опять способность видеть безграничные милости Бога и Его любовь, и опять обрести потерянную от пресыщения  радость, и вдохновение, и веяние Духа Божия в церкви?

 5. «У  других деноминаций создано поклонение всеобщее, а мы, Баптисты, не создали своего поклонения. 
«Русская душа «хочет «ощущать», как в православии». Поклоняемся мы все «чтим как Бога, обожаем, признаем  Богом, божеством»  (А.Даль, Том 3, стр. 237), приходя к Богу в молитвах, и в церкви и дома. А мы – разве не создали своего и поклонения, и прославления, если молимся и славим Бога уже много десятков лет?  Ведь приезжали к нам в Россию, Украину, Казахстан, братья со всех стран мира; приходили неверующие и верующие из других церквей и восхищались нашим служением и прославлением Бога. И никому из них (и из нас тоже!) и в голову не приходило, что наше прославление Бога не славное, скучное, и «ненастоящее»! А потом — все вдруг стало серым, скучным и неинтересным, ненастоящим и недуховным? А может, просто кому-то наскучило питаться  духовной манной, захотелось «рожков» с мирского стола? 

6. Насчет православия, как-то «ощущать» — расскажите нам, а как они ощущают? Объясните, дорогие братья и сестры! Внешняя сторона там красочная и привлекает высоким благоговением и устройством служения.  Иконы, свечи, наряды, торжественные религиозные уставы служения. Великолепные  храмы. (Что снова стало входить в моду и среди русских протестантов).   Все это там есть. И музыка – хоровая, действительно возвышенная, строгая и прекрасная. Но ведь там- то, как раз и духу нет такой «музыки прославления», о которой воздыхают наши критики.

Зрелища, не вызывающие размышлений – пища для эмоций, а не для ума. Мы ушли от этого именно потому, что внешнее богатство и нарядность литургии и недостаток духовного питания при этом уводят от простоты и сердечности поклонения Богу к ритуальной религиозности, помпезности, формальному поклонению.  Но Бог хочет личного почитания и прославления в сердцах каждого из нас. Так, как мы переживаем, чувствуем и способны естественно выразить, без искусственно вызванного возбуждения, иначе это будет уже не наше, а артистичность и неискренность. Да, в Баптизме мы обращаемся, прежде всего, к разуму, а не внешним настроениям и чувствам, однако ощущаем душою присутствие Божие не меньше православных, надеюсь. Мы  вышли из православия не случайно. Так стоит ли опять возвращаться назад?                                                                                           

7 М. Лютер, Весли, Муди, Проханов - брали мелодии  народные (то есть, мелодии модных светских песенок, которые люди хорошо знали). М. Лютера понять можно — не было еще протестантизма, его культурных наработок — поэзии, гимнов (дух. песен),  хоровых псалмов и надо было что-то свое сочинять и с ноля начинать совершенно новое направление в служении, проповеди, и в музыке.  Проханова тоже — русский Баптизм был еще совсем молодой.  Не было псалмов и песен на стихи Державина и Надсона, Никитина и Жидковой, Веры Кушнир, Зиновия  Джулая и других чудесных христианских поэтов. Не было еще прекрасных псалмов Скирды, Бацука,  Креймана,  Гончаренко,  Воеводы и переложений на русский язык западных классиков. Да и не было у нас еще хоров, способных петь партитуры Рахманинова и Чайковского и многого  другого. Но за 20 век  понаписали тысячи псалмов и песен на все лады. В сборнике ОП у нас только — 2800! И сотни хоровых партитур. Да сколько еще у немцев, американцев, англичан,  - есть из чего выбирать, только пой!! Зачем же нам сегодня воровать чужие мелодии, когда наши благословенные поэты и композиторы создали  такое духовное богатство?

8. Об отсутствии  теологии «литургии поклонения».

В отношении прославления Бога в музыке (вокальной и инструментальной) изложено четко и ясно: все, что касается её характера  - стройно, с восклицанием (Пс.32:3); манеры исполнения  - без развлечения (1Кор.7:35); благоговейности - со страхом и с трепетом (Пс.2:11); назидательного начала (1Фесс. 5:11). В Библии указаны и жанры: славословие, песнопения духовные, псалмы (Еф.5:19). Это и дало возможность нашим верующим без особой развернутой философии искренне радоваться и достойно прославлять Господа по Писанию, на протяжении уже не одной сотни лет. Но никакая теология не даст прямых указаний, в каких ритмах, темпах, громкости, стихотворных формах можно, а в каких нельзя петь. Это — вопрос нашей духовной чуткости.

Если мы почитаем Бога как святого, всемогущего, великого в милости и любви и страшного в гневе и ярости, то выберем и соответственный характер приношения жертвы хвалы Ему. А если почитаем Его наравне с нашими дружками—подружками, как в песенке: «Он любит меня, /Его люблю я,/ хорошая дружба/ с Ним у меня», или:  «Я не боюсь, Тебе поклонюсь/Бог мой я в Твоём сердце/Влюбился в Тебя я...», тогда и придем к тому, что слышим от наших ГП. Но Бог предупреждает: «Сын чтит отца, и раб — господина своего; если Я - Отец, то где почтение ко Мне? И если Я — Господь, то где благоговение предо Мною? » (Мал. 1:6).  Дело не в теологии, а в нас..                                                                                 

Может быть, новая теология даст нам право на харизматический характер служения? Но мы все равно его не приемлем, так как по духу оно противно учению Христа. И если кто-то попытается вводить подобное в практику, церковь отторгнет такое новшество.


                        Продолжение следует.

About the Author

Виталий Волчанский

Пастор, музыкант

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц