Aug23

ХРИСТОС УМЕР ЗА ВСЕХ

Author // Андрей Чумакин Categories // АВГУСТ 2011

Реферат 11-ого съезда Северо-западного Объединения ЕХБ США

Вопрос о том, за кого умер Христос, является очень важным вопросом богословия, потому что он напрямую затрагивает вопрос природы Божией любви. В этой статье я хочу рассмотреть основные библейские тексты, которые подтверждают истину о том, что смерть Иисуса Христа на Голгофском кресте была принесена за всех людей.

Иоанна 3:16
Примечательным в этом наиболее известном  библейском тексте является слово «мир».  Слово мир (или греческое kosmos) используется в Евангелии Иоанна довольно часто.  Чтобы понять  рассматриваемый нами текст, давайте попробуем выяснить смысл этого слова из контекста всего Евангелия.  В Ин.1:10 написано: «Мир Его не познал».  В тексте Ин.3:17 это слово использовано, чтобы описать тех, кто нуждается в спасении – «чтобы мир спасен  был чрез Него».  В 12:31 и 16:11 показано, что сатана является князем этого мира.  В 14:22  это слово противопоставляется ученикам, когда Иуда говорит: «Что это Ты хочешь явить Себя нам, а не миру». В Ин.15:18-19 говорится о том, что мир ненавидит учеников, потому что прежде возненавидел Иисуса.  В 16:8-9 Христос говорит, что мир будет обличен о грехе, что не веруют в Меня, что ясно указывает на синонимичность слова «мир» слову «неверующие».  В 17:6 сказано, что верующие будут даны от мира, что еще раз подтверждает, что мир – это неверующие.  В 17:21 – говорится о том, что миру необходимо уверовать.  И, наконец, в 17:25 сказано, что мир не познал Бога Отца.  Итак, из всех этих текстов мы, можем прийти только к одному значению этого слова.  Это значение ясно записано  в стандартном лексиконе греческого языка Бауэра или Экзегетическом словаре Нового Завета  – kosmos (мир) означает человечество, всю человеческую расу.  Это значение ясно подтверждается контекстом всего Евангелия Иоанна. 

Это же значение подтверждается и контекстом 3 главы Иоанна.  Значение текста Ин.3:16 может быть правильно истолковано только в прямой связи с историей медного змея в пустыне по Чис. 21.  Сравнение вполне очевидно.  Евреям сказано было взглянуть на медного змея для исцеления и жизни.  И всякий ужаленный взлянув на него останется жив (Чис.2:18).  Продолжая этот образ, сказано, что миру необходимо взглянуть на Спасителя на голгофском кресте и уверовать, чтобы получить жизнь.  Ограничил ли Бог количество израильтян, которые могли взглянуть на медного змея? Конечно, нет. 

Призыв взглянуть на  медного змея был направлен всем, кто был ужален змеями. Это был Божий способ спасения для всякого еврея без исключения. Таким же образом всякий грешник без исключения может быть спасен по вере в Спасителя.  Кто должен взглянуть на Спасителя? Мир, те, кто укушены змеями греха и умирают в погибели и беспомощности. Таким образом, Христос умер только за тех, кто был грешниками. А поскольку грешниками были все люди, значит, Христос умер за всех людей.

Иоанна 6
В 6-ой главе Иоанна Христос обращается к неверующим слушателям.  Об этом Он прямо (ст.64): «Но есть из вас некоторые неверующие».  Что же сказал Иисус этим неверующим иудеям?  «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин.6:32).  Этим истинным хлебом был Сам Иисус, что ясно видно из ст.33: «ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру».  Бог отдал Своего Сына, Хлеб жизни даже тем, кто не уверовали в Него; тем, кому Иисус сказал: «Вы и видели Меня и не веруете» (ст. 36).  Христос сказал: «Я хлеб  живой, сшедший с небес, ядущий хлеб сей буде жить вовек; хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). Упоминание  Плоти Христа имеет прямое указание на Его смерть на Голгофском кресте.  И этот хлеб был дан всему миру для жизни.  «Тогда Иудеи стали спорить между собою,  говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Заметьте, эти неверующие евреи поняли, что Иисус имеет в виду их,  и этот хлеб жизни дается именно им.  Иисус не исправил их. Более того именно им Он сказл: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53). Эти стихи указывают на необходимость личной веры для принятия спасения. Поэтому,  истинный хлеб с небес был дан всему миру и даже неверующим иудеям, которые слышали эти слова, но не уверовали.

Эту же истину мы находим в пророческом изречении первосвященника Каиафы, который сказал: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы  весь народ погиб». Истинность этих слов подтверждена следующим стихом: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (Ин.11:50-51). Произнося эти слова, Каиафа подразумевал всех евреев как нацию, а не только некоторых избранных.  Переживая о нападении римлян,  Каиафа говорил о том, что весь народ будет подвержен истреблению.  Поэтому, не понимая до конца смысла произносимого им пророчества, Каиафа сказал, что будет лучше, если Иисус умрет вместо всего народа. Есть в этом пророчестве и вторая деталь: «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино».  Это вторая часть указывает, что, несмотря на смерть Христа за весь народ, результат этой смерти будет не для всех.

1 Коринфянам 15:3-4
Что включало в себя Евангелие, которое проповедовал Павел? Ответ на этот вопрос  очень ясно  сформулирован в 1Кор.15:1-4.  Сущность евангельской вести в том, что «Христос умер за грехи наши по Писанию».  Это Евангелие Павел проповедовал коринфянам еще тогда, когда они не уверовали и, следовательно, Павел не знал, кто из них избран.  Он только знал, что у Бога «много людей в этом городе» (Дн.18:10). Этим, не уверовавшим коринфянам, включая и тех, кто так и не уверовал, Павел говорил, что «Христос умер за грехи наши по Писанию».  Под Писанием Павел имел в виду Ветхий Завет.  Наиболее ярким текстом Ветхого Завета, который говорит о смерти Миссии за всех, является пророчество Исаии в 53 главе.  «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас».  В этом тексте используются два словосочетания: «все мы» и «всех нас».   Естественно предположить, что это указание на одну и ту же группу людей.  За кого умер Иисус из этого текста? Он умер за  всех,  кто совратился на свою дорогу и кто блуждал как овца.  Только в этом смысле мы и можем ограничивать смерть Христа – Он умер только за тех, кто ушел от Бога!  Кто-то может сделать предположение, что речь в данном стихе идет об Израиле, но использование  этого текста в Новом Завете (Деян.8:30-35; 1 Пет.2:24-25) ясно указывает на то, что Исаия имел в виду всех людей.

2 Коринфянам 5:14-15
В этом тексте мы находим указание на одного умершего за всех. Возможно, эта мысль созвучна с Рим. 5:10-19, где дается ясное противопоставление Адама и Христа.  В обоих случаях смерть одного имела влияние на все человечество. Может возникнуть впечатление, что слово «всех» относится только к тем, кто живет для умершего и воскресшего (ст.15). Однако это не так. Дальнейшие рассуждения Павла в этой главе  в ст. 18-20  приводят его к мысли о примирении Бога с нами (спасенными и уверовавшими), а так же с миром и о необходимости проповеди миру (т.е. неспасенным и неуверовавшим).  Следовательно, фраза «Христос за всех умер» указывает на смерть за всех грешников.

1 Тимофея 2:6
Этот текст так же показыает, что Христос умер за всех. Нам вновь необходимо посмотреть на контекст этой главы для того, чтобы определить, кого Павел имеет в виду под словом «всех».  В ст. 1-2 дается побуждение молиться «за всех человеков».  Почему мы должны молиться за всех человеков? Потому что Бог проявляет Свою заботу ко всем: «ибо это хорошо  и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (ст. 3-4).  Каким образом мы можем увидеть, что  Бог  действительно желает спасения для всех?  Это видно из того, что  Бог  послал единого Посредника между Богом и человеком и этот Посредник  отдал Себя за всех.  Как следствие этого  Павел говорит: «Молитесь за всех людей, потому что  Бог желает спасения всем,  так как Иисус Христос умер за всех». В то время, когда Павел писал эти слова, царем или, точнее, императором был Нерон. Нерон был одним из наиболее нечестивых императоров. В этом нечестии он и умер. Но по совету Павла христиане должны были молиться за Нерона, потому что Бог желал спасения Нерона и чтобы Он достиг познания истины!

1 Тимофея 4:10
Этот текст является большой проблемой для тех, кто отвергает, что Иисус умер за всех.  В этом тексте ясно показано, что в определенном смысле Бог есть Спаситель всех людей и в определенном смысле Он Спаситель верующих.  Сторонники ограниченного искупления, объясняя этот стих, начинают вводить совершенно не евангельское определения для слова «спаситель».  Например, что Бог является Спасителем в том, что Он удерживает смерть и наказание, которое должны получить за грех все грешники;  или в том, что Бог посылал дождь на праведных и неправедных, но не в том смысле, что Христос умер за всех.  Таким образом,  Джон Мак-Артур приходит к странному заключению: «Бог есть Спаситель всех человеков временно и наипаче верных в духовном смысле» .  Однако ключом для понимания слова «всех», вновь является 2 глава, которую мы уже разбирали: Бог есть Спаситель всех людей, потому что Он желает спасения всем и Иисус умер за всех. 

Есть особый смысл в том, что Он Спаситель для тех, кто достиг познания истины (2Тим.2:4). Если для всех людей Христос Спаситель, потому что Он умер за всех, то для уверовавших в Него - Он Спаситель, потому что они приняли этот дар спасения.  На это мнение часто приводят следующее возражение: «Как Бог может быть Спасителем для всех людей, если Он в действительности не спас всех?» Ответ следующий: они не принимают Спасителя, Который умер за них, Они отвергают Его (Ин.1:11). В этой ситуации мы можем задать встречный вопрос: «Как грешники могут не принимать или отвергать Спасителя, если, на самом деле, Он для них не Спаситель?  Как, например, лжеучители из 2Пет.2:1 могли отвергать искупившего их Господа, если на самом деле Он их не искупил? Как грешники могут отвергать дар, если этот дар никогда им и не предлагался?  Как тогда мы можем, по примеру Павла, нести благую весть всем грешникам, что «Христос умер за грехи наши» (1Кор.15:3), если Он не умер за грехи всех грешников?»

1 Иоанна 2:2
Прочитайте этот текст ребенку, и он поймет, что Христос умер за всех. Прочитайте этот текст крайнему кальвинисту и он поймет, что Христос умер за грехи избранных евреев (за грехи наши) и избранных язычников (за грехи всего мира). Кто из них прав?  Как не вспомнить слова Спасителя о том, что истина иногда утаена от мудрых и разумных и открыта младенцам (Мф.11:25)? Давайте посмотрим, кого имеет в виду Иоанн, когда употребляет фразу «за грехи наши»?  Прежде всего, кому пишет Иоанн свое послание?  Большинство библейских ученых соглашаются, что адресатами послания были все верующие Малой Асии.  Церкви в Малой Асии к концу первого века, когда Иоанн писал это послание, состояли из евреев и язычников, с преобладанием последних.  Сам Иоанн говорит об адресатах своего послания так: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин.5:13). 

Таким образом, Иоанн писал всем верующим.  Значит, когда Иоанн говорит в 1Ин.2:2: «за грехи наши», он имеет в виду грехи всех верующих, а добавляя «не только за наши, но и за грехи всего мира», он имеет в виду грехи неверующих.  Мы уже рассуждали о значении слова «мир» в Евангелии от Иоанна, этот же смысл этого слова Иоанн переносит и в свое послание (см.1Ин.3:1, 3:13, 4:5, 4:9, 4:14) .  Это особо заметно в 1Ин.5:19, где сказано, что «весь мир лежит во зле». Иоанн использует фразу «весь мир» только два раза в 1Ин.2:2 и в 1Ин.5:19.   В каждом из этих стихов значение фразы «весь мир» одно. Когда он пишет за «наши грехи», он не мог иметь в виду только верующих из евреев.  Если бы это было так, тогда и сказанное в 2:1 относилось бы только к верующим из евреев, а это означало бы что Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа имеют только верующие из евреев.  А это совершенно неверно.  Рассматриваемый нами текст ясно указывает, что Христос Своей смертью на кресте удовлетворил требования Божией справедливости не только за грехи верующих, но и за грехи всех неверующих.

ДВОЙНАЯ ПЛАТА?
В рассматриваемой нами теме часто возникает следующий вопрос: «Если Христос уже заплатил за грехи всего мира, тогда почему Бог будет судить и наказывать грешников еще раз в день суда?» Как бы возникает ощущение, что для Бога будет несправедливо наказывать грешников, если Христос уже принес плату за их грехи.  Несправедливо будет послать кого-либо в ад,  так как это будет означать, что за одни грехи будет принесена двойная плата.  На самом деле все не так. Если даже принять мнение о том, что Христос умер только за избранных (отвергая рассмотренные нами библейские тексты), то вопрос двойной платы не решится. Ведь если Христос понес наказание и внес Своей смертью плату за грехи, значит, избранные должны быть освобождены от наказания даже без проявления веры.  Необходимость спасительной веры в этом случае совершенно пропадает.  Избранные должны быть оправданны, только потому, что Христос уже умер за них.  Но это мысль совершенно противоположна библейскому учению об оправдании по вере.  Нигде в Библии не говорится о том, что человек может быть оправдан до того, как он уверовал во Христа.  Напротив, Писание говорит, что только через веру во Христа искупление становится действительным в жизни человека. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). Из этого текста ясно, что  до того как человек уверует во Христа, он находится под Божиим гневом и осуждением.  Даже избранные в свое время, до уверования, были «по природе чада гнева, как и прочие» (Еф.2:3). Поэтому мы можем спросить: «Если Христос умер только за избранных, почему тогда они все еще погибшие, под осуждением и гневом до уверования во Христа?  Разве их грехи не исчезли?»  Вполне очевидно, что нет. 

Нигде в Писании не сказано, что грехи прощаются автоматически смертью Христа отдельно от веры.  Оправдание достигается через смерть и приходит только по вере.  Смерть Христа действительно является замещением (Ис.53:6, 2 Кор.5:21,  Гал.3:13). Христос страдал и умер за наши грехи.  Он понес наше наказание, но условие спасения по-прежнему происходит посредством принятия заместительной смерти Христа верою. Проблема двойной платы возникает, когда мы считаем, что судья и жертва – это разные личности, но Писание говорит, что это одна и та же личность – наш Господь Иисус Христос. Он определяет условия спасения.  Если мы отвергаем дар спасения, тогда мы должны быть наказаны за наши грехи. Вот как об этом сказано в послании к Евреям: «То сколь тягчайшему, думаете,  наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» 

ИМЕЕТ ЛИ ЭТО ЗНАЧЕНИЕ?
Рассматриваемый нами вопрос является не просто богословским размышлением. Этот вопрос имеет очень важные практические применения. Писание дает нам благую весть для погибших.  Эта благая весть для избранных или для всех? Ответ на этот вопрос и наше понимание объема смерти Христа будут влиять на нашу проповедь погибшим. Прежде всего, для благовестия необходима искренность. Мы читаем о Новом Завете и прощении грехов в Евр.10:22, где сказано: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою...» На самом деле, если мы не верим, что Христос умер за всех, искренности в нашем благовестии погибшим будет мало.  И если быть до конца честными, тогда проповедь таковых должны выражаться следующими фразами: «Возможно, Христос умер за тебя; может быть Бог любит тебя; возможно Христос пролил Свою кровь за тебя; может быть ты можешь быть спасен; возможно, я принес тебе благую весть и т.д».

Ни один благовестник, верящий в то, что Христос умер не за всех, не может подойти к грешнику и сказать: «Друг, Христос умер на кресте за тебя, Он заплатил Своей смертью за твои грехи, поэтому прими Его дар спасения и прощения грехов».  В этом случае приходится использовать общие фразы: «Христос умер за грешников».  И если грешник в ответ скажет: «Я не верю, что Христос умер за меня»,  тогда евангелисту-кальвинисту придется согласится с тем, что, возможно он и прав.   Аргумент кальвинистов в этом случае следующий: «Мы должны проповедовать всем, потому что мы не знаем, кто избран». Но этот аргумент очень слаб. Проповедь Евангелия для всех должна быть, потому что Бог желает спасения всем.  

Существует пять мотивов для благовестия:

  1. Послушание Писанию,
  2. Любовь к погибшим,
  3. Любовь Божия,
  4. Смерть Христа за всех,
  5. Божия воля для спасения всех. 

Писание призывает нас быть посланниками от Бога с вестью примирения, потому что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19).

Вывод:
Всякий раз, когда нам предлагается  мнение о том, что Христос умер не за всех, мы стоим перед фактом   искажения ясных текстов Писания. Необходима достаточная степень герменевтической изворотливости, чтобы доказать, что:

  • «мир» (Ин.3:16, 2 Кор.5:19, Ин.6:51) не означает «мир»
  • «Весь мир» (1Ин.2:2) не означает «весь мир»
  • «Все» (1Тим.2:6) не означает «все»
  • «Все люди»(1Тим.2:4) не означает «все люди»
  • «Всех нас» (Ис.53:6) не означает «всех нас»
  • «Спаситель» (1Тим.4:10)  не означает «спаситель»

Но если следовать Слову Божию, тогда мы придем к библейской истине, которая открыта в том, что: ВСЕ согрешили (Рим.3:23); ВСЕ блуждали как овцы,… и Господь возложил на Него грехи ВСЕХ нас (Ис.53:6); благодать Божия спасительная для ВСЕХ человеков (Тит.2:11); великая радость будет ВСЕМ людям (Лук.2:10); Бог возлюбил ВЕСЬ мир..., дабы ВСЯКИЙ верующий в Него не погиб (Ин.3:16); Который есть Спаситель ВСЕХ человеков (1Тим.4:10); Который хочет,  чтобы ВСЕ спаслись (1Тим.2:4); предавший Себя для искупления ВСЕХ (1Тим.2:6); Он есть умилостивление за грехи ВСЕГО мира (1Ин.2:2); проповедуйте Евангелие ВСЕЙ твари (Мр.16:15);  ВСЯКИЙ, кто призовет имя  Господне, спасется (Рим.10:13); Бог повелевает людям ВСЕМ повсюду покаяться (Деян.17:30).

 Exegetical Dictionary of the New Testament by H. Balz and G. Schneider
  Mason, John. Calvinism: A Road to Nowhere, p. 130
  Мак-Артур, Джон. Толкование книг Нового Завета. 1-е Послание к Тимофею,   с. 183
  Picirilli Robert E. Grace, Faith, Free Will, Contrasting Views of Salvation: Calvinism & Arminianism, p.124.
  Whosoever  Will. A Biblical-Theological Critique of Five-Point Calvinism, Ed. by David L. Allen and Steve W. Lemke, p.96

About the Author

Андрей Чумакин

Пресвитер, г. Еджвуд, Вашингтон.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц