Jan04

Какое место в Богослужении занимает музыка и пение? Какое пение было на Богослужении в Ранней Церкви?

Author // Александр Стовбырь Categories // ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ, ДЕКАБРЬ 2011, МУЗЫКАЛИНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Музыка состоит из трех основных компонентов: мелодии, гармонии и ритма. Если эти составляющие каким-то образом отсутствуют, то это уже не музыка, но - просто шум.

Словарь Уэбстера определяет мелодию как сладостность звука, музыка, главная тема музыкальной композиции, звучание, песня.

Мелодия – самая главная часть произведения, поскольку без мелодического рисунка музыки нет. Кроме того, мелодия, это горизонтальная линия нот, подчиненная определенным музыкальным законам. Иосиф Гайдн говорит, что «мелодия это основная часть; гармония существует лишь для того, чтобы услаждать ухо». Три вещи принадлежат композитору: во-первых, мелодия; затем мелодия и, наконец, третье - опять мелодия.

Творец миров, создавший видимый и невидимый мир, прекрасную музыку и звуки, наполняющие Вселенную, в Своем Слове многократно и многообразно объяснил нам, какой должна быть христианская музыка. Апостол Павел учит нас: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутсво; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу»  (Еф.5:18-19). Создатель всего сущего – Бог, говорит о торжественной музыке как о мелодии, которая появилась «при общем ликовании утренних звезд», когда «все сыны Божии восклицали от радости», смотря на творческий акт Вседержителя (Иов.38:4-7). Христианская музыка обязана славить Творца Миров, Царя Царей, Господа Господствующих, а не человека. Христианин, это последователь Господа, верующий в Иисуса Христа, как своего личного Спасителя. Посему, христианская музыка и пение должны свидетельствовать о Боге, спасшего нас от власти греха, ада и смерти; славить, превозносить и воспевать Голгофский подвиг Христа.

Давид в своих Псалмах говорит:

«Буду радоваться и торжествовать, петь имени Твоему, Всевышний»  (Пс.9:2);

«Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» (Пс.20:14);

«Господь – крепость моя и щит мой; не Него уповало сердце мое; и я прославлю Его песнью моею» (Пс.27:7);

«Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием»  (Пс.33:2-3).

Когда мы, по милости Божией, получили спасение, наше сердце наполнилось благодарностью, Он вложил новую песнь в наши уста. Эта песнь – «хвала нашему Богу».

Давид радостно восклицает: «Твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тенистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убояться и будут уповать на Господа»  (Пс.39:2-4).

Прямое следствие того, что мы были спасены – «новая песнь», «хвала Богу нашему». Настоящая христианская музыка славит Господа! К сожалению, сегодня многое, происходящее под прикрытием поклонения Богу чрез музыку и пение, вовсе не возвеличивает Иисуса Христа.

«Мы должны славить Бога и словами и музыкой, а именно, провозглашая Слово Божие через музыку. Тот, кто искренне верит, не может умолчать об этом. Но он должен с радостью и с желанием петь и говорить об этом, чтобы другие могли прийти и послушать. А если кто не хочет петь и говорить, значит, он в это не верит» . К сожалению, лирика множества песен, на самом деле, не передает ничего христианского.  Возможно, что они содержат некоторую мораль, но как мало в них истин о настоящей свободе от рабства греха. Джованни Пьерлуиджи де Палестрина (1525-1594) однажды сказал: «Существует большое количество песен о любви, написанных в современном стиле абсолютно чуждом делу и званию христианина. Это песни людей, управляемых страстью и большое количество музыкантов, растлителей молодежи, используют эту молодежь для своего искусства и своей индустрии; и чем более превозносят их способности, тем более они оскорбляют хороших и способных людей, развращенным вкусом своей работы. Я краснею, когда вспоминаю об этом и очень сожалею, что когда - то и я был в их числе. И хотя я не могу изменить прошлое или переделать то, что уже сделано, я постарался исправить свои пути. С тех пор я тружусь только над теми  песнями, которые славят нашего Господа Иисуса Христа». 

Христианскую музыку исполняют для Господа, открывая миру Его величие и любовь.

Тим Фишер, автор, композитор, музыкальный профессор и основатель служения святой музыки, в своей книге «Сражение за христианскую музыку» утверждает: «Музыка никогда не использовалась в Писании, как средство для нахождения потерянных» . Павел говорит: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнопениями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Колос.3:16). Писание призывает нас, чтобы мы чрез музыку и пение назидали «самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес.5:19).

Давид приглашает нас петь: «Господу, живущему на Сионе, возвещать между народами дела Его” (Пс.9:12). Исаия продолжает эту мысль в словах: «Пение мое – Господь» (Ис.12:2).

Исходя из вышеперечисленных мест, текст наших гимнов, псалмов и песен должен быть понятным и не вводящим в заблуждение. Мартин Лютер, немецкий реформатор, призывал певцов к разумному служению: «Я хотел бы избегать каких-либо новых слов или языка, на котором говорят на улице. Для того,  чтобы люди понимали, нужно использовать только простые и обычные слова в своих песнях, но, в тоже время, они должны быть чисты и их смысл должен быть ясен и как можно более приближен к тексту псалмов» . Доктор Фрэнк Гарлок, автор нескольких книг о христианской музыке и инструктор  по христианской музыке более 40 лет, однажды сказал:  «В противоположность популярному мнению, священная музыка не для представлений. Христианская музыка это первое и самое главное средство для прославления Господа» . Таким образом, служение во славу Бога, должно ставить ударение на содержание христианских произведений, но никак не на музыке или исполнителе.

В статье журнала «Христианство сегодня» под заголовком: «Мы создали монстра»  Мозер открыто признался: «Если быть честным, я смотрю на это огромное количество музыки, существующей сегодня и думаю, что она в своем большинстве бессмысленна. Существует огромная, увеличивающаяся пропасть между современной христианской музыкой и церковью, между тем, что действительно происходит  в истинном мире служения и даже в музыкальном служении в церкви. Кстати, я более склоняюсь к тому, чтобы называть это «коммерческой христианской музыкой», чем «современной христианской музыкой».

Библия неоднократно подчеркивает, что христианская музыка, это не развлечение, но «пища» для духа. Настоящая христианская музыка и пение созидает духовный храм, наставляет в вере. Апостол Павел призывает верующих открыть сердце, чтобы «слово Христово вселялось в нас обильно, со всякою премудростью». Развивая далее смысл музыкального служения пред лицом Господа, он говорит: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнопениями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16). Самый сильный и благословенный учитель тот, кто положил в основание своей постройки краеугольный камень – Иисуса Христа. Из уст такого человека будут истекать потоки неземных благословений, поскольку христианская музыка и пение отображают его внутренний мир, а не демонстрируют профессиональные возможности голоса. Красивые голоса, как «медь звенящая», но песнь из возрожденного свыше сердца - драгоценнее золота. Сегодня, современные христианские музыканты так озабочены своей «музыкой» и изысканным звучанием, что внутреннее содержание песен вовсе утратило подлинный смысл. Как жаль, что для большинства, так называемых, христианских певцов и музыкантов намного важнее показать себя, чем назидать братьев и сестер по вере. Такой «служитель» крадет у Бога славу, присваивая таланты себе, горделиво величаясь среди Божьего народа. Августин однажды сказал: «Когда меня больше касается голос поющего, чем слова, я признаюсь, что я согрешил». К большому сожалению, сегодня христианская музыка тяготеет к развлечению, а не служению Творцу миров. Певцы и «профессионалы» более заинтересованы в том, как бы впечатлить аудиторию и «пощеголять» своим музыкальным мастерством, нежели прославить Бога, Который подарил все это им. Невозможно «угодить человеку» и Богу одновременно. Получится или первое или второе. Апостол Павел говорит: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»  (Гал.1:10). Давид призывает святых: «Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему»  (Пс.66:2).

Христианская музыка и пение должны звучать в поместной церкви, а не в концертных залах или молодежных клубах. Грешник должен знать дорогу к Храму! Посему, истинное место поклонения и общение с Богом – поместная церковь. Сладкозвучный певец Давид говорит:

«Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых»  (Пс.149:1).

«Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя»  (Пс.22:23).

«Возвещу имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя»  (Евр.2:12). Несомненно, могут быть исключения, но настоящее место для христианской музыки –  Дом Молитвы, место, где истомленные души смогут получить истинную радость и покой своим сердцам. Мирские концертные залы никогда не смогут достичь того, что делает Бог в Своем Храме.

Христианская музыка и пение должны насыщать бессмертный дух, устремлять его в просторы вечности, а не воздействовать на греховную плоть. Бог, по Своей великой милости и любви, однажды возродил к жизни наш мертвый дух. Христос говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому. Что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше»  (Иоан.3:6-7). Будучи оправданы кровью Христа, мы должны поступать по духу, чтобы не исполнять вожделения похотливой плоти (Гал.5:16). Бог есть Дух, посему мы обязаны  «поклоняться Ему в духе и истине».

«Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом», - призывает Павел  (1Кор.14:15).

Совершив последнюю в Своей земной жизни пасхальную вечерю и придав ей смысл первого христианского богослужения, Спаситель, воспевши, пошел с учениками на гору Елеонскую (Матф.26:30). Таким образом, было положено начало пению в Церкви Христовой.  Святые Апостолы закрепили пример, который подал им Спаситель. После вознесения они посвящали 3, 6, 9-й, а также полуночный час молитве, которую сопровождали псалмопением (Деян.16:25). Их радость совершенно не зависела от внешних обстоятельств. Тот, Кто вдохновлял их, находился высоко на небесах. Морган признается: «Любой человек запоет, когда двери тюрьмы откроются и он выйдет на свободу. Душа же христианина поет и в темнице» . Распространяя Христово учение и созидая Христову Церковь, Апостолы весьма заботливо относились к тому, чтобы верующие не забывали в своих молитвенных собраниях и о пении. Например: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26), — наставляет Коринфян Апостол Павел. Тот же Апостол пишет Ефесянам: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19). Следы тех же забот о внедрении церковного пения мы находим и в так называемых Апостольских постановлениях. Так, в кн. II, гл. 57, сказано: «После двух чтений из ветхозаветных книг, кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов». Богослужебное пение было, во-первых, одиночное, для этой цели была учреждена даже особая степень певцов в клире (Апостольские постановления, 15, 23–25, 27, 43). Историк Евсевий пишет: «Христиане поют священные песни так, что один запевает мерно и приятно...». О том же читаем у Тертуллиана: «Каждый вызывается на средину славословить Господа...».

Таким образом, пение христиан I века по своим музыкальным основаниям не было искусством абсолютно новым, вполне оригинальным и самобытным, какого не знал бы древний мир. Наоборот — оно явилось в тех же формах и покоилось на тех же самых основах, какие были созданы до появления христианства .

Итак, в I веке Богослужебное христианское пение получило следующие основания для дальнейшего развития:
1. За пением была признана сила такого установления, которое является весьма важным и даже необходимым в церковной жизни христиан.
2. Указан источник, откуда должен быть почерпаем материал для церковного пения, это священные книги и свободное творчество в христианском духе.
3. Определены способы и виды исполнения, а также лица, на которых оно возлагается Церковью.

Таким образом, пение должно быть или одиночным и исполняться певцом, специально на то поставленным, либо кем-нибудь из присутствующих, «вызванных на середину славословить Господа», как говорит Тертуллиан (Апология, 39), или же общим, всенародным (хоровым). Видами общего пения были:
а) пение ответное  — на возгласы священнослужителей;
б) припевное, в виде повторения конца стихов, которые исполнял прежде солист;
в) попеременное или антифонное, то есть пропевание отдельных стихов текста по группам, а также и специальных «припевов».
4. Приняты в качестве основ для церковного пения музыкальные системы родов и ладов античного искусства. Кроме того, были допущены к богослужебному употреблению привычные для жителей каждой местности и страны напевы, которые строго отвечали христианским стандартам.
5. Заложено начало в образовании постоянного цикла песнопений, предназначаемых для богослужебного применения.
6. Выражен общий принцип в качестве критерия для определения внутреннего характера церковного пения — «исполняйтесь Духом, воспевая в сердцах ваших Господу» .
Нам нужно чаще обращать взор веры на жизнь и служение прошедших столетий, чтобы, развивая музыкально-певческое служение, следовать принципу преемственности поколений. Господь да поможет нам бодрствовать, дабы творческий потенциал, заложенный в нас, всецело был посвящен только Ему – Отцу Вечности.

About the Author

Александр Стовбырь

Редактор журнала «Злачные пажити»,
Г. Эджвуд, штат Вашингтон, США.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц