May09

БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД

Author // Вадим Гетьман Categories // МАРТ 2012

Однажды Христос рассказал притчу о двух сыновьях: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» (Мф. 21:28-31).

Как нетрудно заметить из текста, Христос мог задать вопрос в конце притчи – «Который из двух исполнил волю отца?» - лишь потому, что оба сына обладали свободной волей (или хотя бы какой-то ее степенью для осуществления свободного выбора). Они, как видно из самой притчи, могли, как принять решение, так и пересмотреть его. Один из них вначале принял доброе решение (или, по крайней мере, заявил о нем), а затем изменил его; другой, наоборот, вначале отказался исполнять волю отца, а потом пересмотрел свой выбор.

Если бы у человека не было способности выбора, притча Христа, как и многие призывы, заповеди, повеления и наставления, записанные в Библии, потеряли бы смысл. Итак, под волей подразумевается возможность выбора, то есть избрания между двумя или несколькими вариантами действия. Например: «Изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши…; а я и дом мой будем служить Господу» (Иис. Нав. 24:15).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что же такое свободная воля? И если она есть, то насколько человек свободен в принятии собственных решений? Попробуем ответить на эти вопросы на основании Писания.

Прежде всего, необходимо отметить, что в Новом Завете существительное «воля» в значении «решение индивидуума» практически не используется. Вместо этого, употребляется глагольная форма thelo, с греч. – «хочу, желаю». Например, (Мф. 16:24 и Мк. 8:34) Христос призывает слушателей словами «если кто хочет идти за Мною»; (Ин. 7:17) говоря о том, как проверить истинность христианского учения, Иисус говорит: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». В Откровении мы читаем: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22:17).  (В приведенных примерах отглагольные формы от греч. thelo обозначены курсивом.)

Если Новый Завет использует глагол в понятии «воля», что это может означать? Здесь возникает сходная ситуация с использованием понятия «любовь». Оно тоже проявляется в действии. Как отмечает Д.Сайзмор в книге «Жемчужины библейского учения», христианская любовь всегда проявляется в действии. Она – не простая эмоция, но акт воли, «разумная добрая воля по отношению к объекту любви» . Об этом же красноречиво говорит и Ап. Иоанн, призывая нас: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18).

Если таким же образом авторы Нового Завета употребляют понятие «воля», то они хотят подчеркнуть, что она проявляется в действии, и, таким образом, является практической истиной, относящейся к повседневной жизни, а не отвлеченной философской догмой.

Итак, свободной воле человека с библейской точки зрения можно дать следующее определение: «Свободная воля – это способность человека разумно оценить предлагаемые возможности и сделать осознанный выбор» . Это понятие – ключевое в библейской антропологии (учении о человеке), ведь, отказывая человеку в свободной воле, мы тем самым лишаем его целостности и низводим, чуть ли не до уровня животного. Человек мыслит с помощью разума, ощущает сердцем и делает выбор посредством воли.

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДНОЙ ВОЛИ

Однако, то, что человек обладает свободой воли, не означает, что не может существовать тех сил, которые бы не воздействовали на эту свободу. Причем, такое воздействие может быть как позитивным, так и негативным.

Однажды я слышал об одном виде муравьев, представители которого часто на определенном этапе своей жизни начинают отчаянно взбираться на вершины травинок, и, несмотря на ветер, пытаются там закрепиться. Кажется, это их выбор, но на чем он основан? Ведь, кроме угрозы быть сдутым ветром, у муравья в этом положении появляется целый ряд других опасностей для жизни, - например, быть съеденным (вместе с травой) пасущимися домашними животными. Оказывается, такое странное поведение муравья продиктовано тем, что в его мозг вселяется паразит, цель которого – проникнуть далее в желудок коровы для продолжения своего жизненного цикла. Для достижения этой цели паразит оказывает такое воздействие на муравья, что тому кажется, что у него возникло желание взобраться вверх по травинке.

Так же и наша, человеческая воля, может подвергаться воздействиям – как внешним, так и внутренним. Абсолютной свободной волей обладает лишь всесильный Бог. Он может сделать все; Бог не ограничен ничем, кроме собственного морального закона. Свободная воля является неотъемлемым атрибутом Бога, как главы нравственного порядка вселенной.  Нашу же свободную волю можно сравнить с человеком, который волен делать все, что захочет, но находится в каком-то замкнутом пространстве, - например, в комнате. Он может пить и есть, может читать и спать, может выключить и включить свет. Но есть вещи, которых он сделать не может, даже если захотел бы (вылететь из комнаты или пройти через стену, например). Его реальные действия ограничены пределами комнаты, а также физическими возможностями самого человека.

До грехопадения, у Адама и Евы был потенциал выбора между праведностью и грехом. Грехопадение наложило отпечаток на свободу воли человека так, что он утерял способность постоянно избирать доброе, не греша при этом.  «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:6-8).  Это не значит, что человек вовсе утратил способность избирать добро. На то, что в человеке сохраняется желание делать доброе, указывает, во-первых, Писание – «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15); «и если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лук. 6:32), а во-вторых – опыт жизни (ведь далеко не каждый грешник достиг, так сказать, «самого низа»; глубина падения каждого различна, как и степень «гнусности» совершенных им грехов).

Ограничение свободной воли вследствие грехопадения также не значит, что человек не способен услышать призыв Божий. Писание говорит, что грешник «подавляет истину неправдою» (см. Рим. 1:18). А то, чего не слышишь или не воспринимаешь, нельзя сознательно подавлять. Из-за этого ограничения в свободной воле человека он утерял способность отвечать на Божий призыв, и его воля нуждается в помощи (полном освобождении), чтобы иметь способность на такой (сознательный и обдуманный) ответ.

Как мы уже отметили, одной из сил, влияющих на свободную волю человека, является грех. С другой стороны, Дух Святой воздействует на волю, освобождая ее от пленения греха и делая способной принять полностью свободное решение относительно Бога и дара праведности (Ин. 6:44 – «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день»). Причем, как явствует из последующего контекста, намерение призвать людей к Себе, Господь распространяет не на какую-то определенную группу людей, а на все человечество (Ин. 12:32).

Такой призыв звучит в период благодати к каждому человеку (Деян. 17:30 – «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»; 2 Пет. 3:9 – «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию») во время проповеди Евангелия (Евр. 3:13 – «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне’, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом»). Именно поэтому так важны евангелизационные собрания, свидетельства, личные встречи и другие возможности проповеди Евангелия, потому что любую из них может использовать Дух Святой, чтобы призвать человека к принятию решения

Такое воздействие делает возможным для грешника отреагировать положительно на призыв спасения от Бога. Каково бы ни было решение человека – положительное или отрицательное, это решение сделано им, а не навязано кем-то извне. Дух Святой лишь освободил волю от оков греха, чтобы она смогла принять решение, но не Дух Святой принял решения за самого человека. (См. также: Мф. 23:37; Лк. 13:3; 6:67; Деян. 13:46). В то же время, человек способен на отрицательный ответ, отвергая Божий призыв спасения или последующие действия Его благодати. Значит, свобода воли содержит определенный риск, и пользоваться ею нужно осторожно.

Божий суверенитет и всевластие проявляются не в том, чтобы заставить человека поверить, а в том, чтобы дать человеку возможность сделать осознанный, свободный и независимый выбор. В Своем суверенитете, Бог пожелал прославиться в душах тех, кто добровольно откликнулись на Его призыв, а не тех, чью волю Он склонил на Свою сторону. Таким образом, Бог не может совершать насилия над волей человека. Человек, принимая решение в пользу Бога или наоборот, действует как свободный субъект, и несет ответственность за принятое им решение. Именно на основании этого Бог, как справедливый Судия, может судить человека.

НЕКОТОРЫЕ ОТРЫВКИ ПИСАНИЯ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПОЯСНЕНИИ

Однако может сложиться впечатление, что подобный взгляд отражает лишь однобокое восприятие библейских текстов, не принимая во внимание тех отрывков, где говорится о прямом воздействии Бога на волю человека. Попробуем рассмотреть хотя бы на некоторые из таких отрывков, взяв для примера один – из Нового Завета, и один – из Ветхого.

Так, в Послании к Филиппийцам 2:12-13 мы читаем: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».Перед нами – увещание Павла к филиппийцам совершать человеческую, зависящую от них сторону спасения, ввиду того, что Бог производит в них Свое дело. Те, кто желают видеть лишь Божью сторону в этом процессе, принимают во внимание только 13-й стих, полностью забыв о человеческой стороне; в их прочтении получается, что «только Бог производит и хотение, и действие». «Но если бы это было так, то почему же тогда каждый христианин не живет беспорочной духовной жизнью?» - спрашивает богослов Дэйв Хант.  То есть, если наше хождение во Христе зависит только от Бога, то почему же Он не производит Свой труд неизменно в совершенстве, как ожидалось бы от Него? Несомненно, существуют также другие факторы, влияющие на то, какова будет наша христианская жизнь.

Чтобы понять ход мыслей Павла, обратимся к месту из его Посланий, где используется сходная терминология. (Это – распространенный прием библейского богословия, когда, чтобы понять какую-либо фразу одного из священных писателей, обращаются к другим местам, где эта фраза – или подобная ей – употребляется ими же.) Такое место мы находим в Послании к Римлянам, 5:3, где, среди прочего, читаем: «От скорби происходит терпение». В греческом оригинале здесь применяется та же конструкция, что и в словах «Бог производит в вас и хотение и действие» (Флп. 2:13). Мысль Павла в Римлянам 5 главе сводится к тому, что скорбь должна вырабатывать в человеке терпение. Господь допускает скорби в нашей жизни для того, чтобы мы научились терпению.

Но всегда ли и у всех ли так получается, что скорбь приводит к терпению? Конечно, это далеко не так. Кажется, многим верующим Господь желает сказать: «Скорбь, которую Я допустил в твоей жизни, должна была произвести терпение; но, вместо этого, на устах твоих ропот и недовольство. Неужели я не обращался к тебе через Слово? Не подавал сигналов через братьев и сестер? Не предупреждал посредством Духа Святого…?» При помощи всего этого, Бог воздействовал на человека, желая, чтобы скорбь произвела терпение, но так получается далеко не в каждом случае.

Скорбь достигает своей установленной Богом цели лишь тогда, когда человек позволяет Богу работать в своей жизни. Предположим, некий отец делает все, чтобы его сын стал музыкантом. Для этого он должен вселить в его сердце желание любить музыку, слушать ее, играть на скрипке (или другом инструменте). Он делает все, зависящее от него, чтобы у сына возникло это желание: окружает его мир музыкальными образами, рассказывает о примерах знаменитых маэстро, наконец, поощряет сына к упорным занятиям для усовершенствования его мастерства игры. Однако, как известно, есть те, кто все равно так и не связывает в дальнейшем своей жизни с музыкой, несмотря на усилия родителей. И это – их собственный выбор. По свидетельству Павла в Послании к филиппийцам, цель Божья – произвести в нас «хотение и действие», т.е. Он воздействует (влияет) на нас для того, чтобы мы поступали правильно. Однако конечный результат зависит от того, пойдем ли мы на сотрудничество с Ним в деле спасения (см. Флп. 2:12).

Теперь обратимся ко второму отрывку, находящемуся в Ветхом Завете. Наверное, наиболее спорное место, связанное с предметом свободной воли, расположено в Книге Исход, где Господь говорит: «Но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Как это понимать? Неужели Господь произведет насилие над человеческой волей? - Прежде всего, нужно заметить, что ожесточение Богом сердца фараона произошло не сразу, а лишь после того, как он неоднократно ожесточал его сам (см. Исх. 7:13 – «сердце фараоново ожесточилось», 7:22 – «ожесточилось сердце фараона»; 8:15 – «ожесточил сердце свое», 9:34 – «продолжал грешить, и отягчил сердце свое», 10:20 – «Господь ожесточил сердце фараона»). Фараон вначале ожесточал сердце сам, а Господь начал ожесточать сердце фараона лишь на последнем этапе десяти казней Египетских. Возможно, сделал Он это для того, чтобы показать неотвратимость и полноту Своего суда над египтянами, а также – чтобы повергнуть в прах каждое египетское божество. Известно, что каждая из десяти казней была направлена против определенного языческого божества, которому поклонялись в Египте. Когда Моисей выдвинул перед фараоном требование Бога отпустить Его народ, тот самоуверенно заявил, что не знает, кто такой Господь, подразумевая, что лишь он, фараон, обладает абсолютной властью и божественным достоинством (Исх. 5:2). Десять казней были как бы ответом Бога на это заявление фараона, чтобы и он, и все египтяне узнали, что лишь Он – Бог богов (Исх. 7:5). Возможно, что к седьмой-восьмой казни фараон был уже готов отпустить израильтян на свободу. Но, тогда не исполнился бы план Божий. Поэтому Бог и сообщает нам, что в этом, отдельно взятом случае, Он, для достижения Своей цели – повержения всех египетских божеств, и для того, чтобы показать Свою славу, - ожесточит сердце фараона.

То есть, мы имеем дело не с правилом, а с исключением. То, что Господь здесь заявляет о Своем намерении ожесточить фараоново сердце, как раз свидетельствует о том, что Он предупреждает нас, читателей, что в этой истории Он отойдет от Своего обычного образа действий с человеком и внесет Свои коррективы. Это вовсе не означает, что так Он поступает всегда и с каждым человеком, а, напротив, что в этом случае Он будет действовать по-особому. Ведь если Богу пришлось ожесточать сердце фараона, значит, существовала возможность, что оно не было ожесточено, то есть испорчено, окончательно? Этот эпизод доказывает лишь то, что Бог волен поступать в каждом случае в соответствии со Своим замыслом. «Наличие подобных случаев на страницах Писания в единичных экземплярах – лишь исключение из правил того, как обычно поступает Господь. Утверждать, что они служат правилом, то же самое, что утверждать, что чудеса – обычный способ действия Божьего» .

Когда-то мне пришлось работать на христианской радиостанции, помогать принимать звонки, которые поступали в прямой эфир. Ведущий объявлял: «Каждый, кто желает, может позвонить и задать интересующие вопросы». Тем не менее, передо мной на стене висел список нескольких телефонов, с которых не стоило принимать звонки. Вводил ли ведущий слушателей в заблуждение, приглашая всех принять участие в эфире? Было ли руководство радиостанции непоследовательным?

Все дело в том, что звонки не принимались от тех, кто неоднократно пренебрегал доверием ведущего. Это были либо люди с превратным умом, либо те, кто неоднократно пытались увести беседу по нужному им руслу. Например, был там некий Джо, который при каждом звонке утверждал, что все проблемы мира и человека – это происки невидимых пришельцев «иллюмината». Можно сказать, что бедняга помешался на этой идее, и теперь своим призванием считал «открыть всем окружающим глаза на то, что по-настоящему происходит вокруг». Так и в случае с фараоном: тот, неоднократно отвергая призыв Божий, привел себя в состояние, когда для него окончилось Божье долготерпение. Это страшное состояние, и да поможет нам Господь избежать его! Тем не менее, ожесточение сердца фараона не стоит понимать лишь как прямое воздействие Бога на его волю. Ведь Господь предъявил ему требования, которые шли вразрез с эгоистичными интересами монарха, следовательно, в этом смысле, Господь ожесточил его сердце.

Если Богу понадобилось ожесточать сердце фараона, значит, наверное, была реальная возможность, что он отпустил бы Израильтян раньше? Если сердце человека и так испорчено до последнего предела, зачем его еще ожесточать? Значит, пример фараона только доказывает обратное: у человека есть возможность покаяться. Это отлично знал Иона, полагавший, что ниневитяне вполне могут покаяться, поэтому и бежал в Фарсис (Иона 4:2 – «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии»). Если бы он верил, что ничто не может воспрепятствовать исполнению суверенного решения Бога о разрушении Ниневии, он бы без колебаний и с радостью сразу же отправился туда, а не в другую сторону.

ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СВОБОДНУЮ ВОЛЮ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ТРУДНОСТИ

А теперь я предлагаю рассмотреть другие взгляды на свободную волю человека и попытаться показать их трудности.

Взгляд: Человек практически не имеет свободной воли. Он либо порабощен грехом, либо возрожден Богом. Никакого решения от него не требуется. – Проблема подобного взгляда: Отрицается существование человека как личности. Человек низводится до чего-то более низкого, нежели личность, способная к самоопределению.

Взгляд: При воздействии на волю человека Духа Святого, у человека нет возможности отклонить Божий призыв. – Проблема: Этот взгляд также называют «непреодолимой благодатью». Писание ясно свидетельствует о том, что как в момент обращения, так и после него, у человека есть способность отклонить ясный призыв Божий и не послушаться Его воли (Мф. 23:37 – «и вы не захотели»; Лк. 7:30 – «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» и др.).

Взгляд: Свобода воли человека подрывает понятие о суверенитете Божием. – Проблема: Данный взгляд предполагает, что у Бога есть право решать все за Своих подданных, но нет права (пользуясь Его суверенитетом) наделить их также возможностью выбора. Известный американский евангельский пастор А.В. Тозер так отвечает на подобный взгляд в своей книге «Божий суверенитет»: «Вот как я понимаю [взаимоотношения свободной воли человека и Божьего суверенитета]. Суверенный Бог постановил, что у человека есть свобода воспользоваться нравственным выбором. Человек с самого начала своего существования использовал это право, выбирая между добром и злом. Когда он избирает зло, он ни в коей мере не противодействует суверенной воле Божией; напротив, он исполняет ее. Ведь Божье постановление заключалось не в том, какой именно выбор должен сделать человек, а в том, чтобы наделить его правом свободы такого выбора. И если, в своей абсолютной свободе Богу было угодно дать человеку такую ограниченную свободу, найдется ли кто-либо, кто остановит при этом Его руку со словами: «Что ты делаешь?» Воля человека свободна по причине Божьего суверенитета. Если бы Бог не был настолько суверенен, каким Он есть на самом деле, Он не дал бы человеку такой свободы – Он попросту побоялся бы это сделать». 

Таким образом, по словам Тозера, тот, кто отказывает человеку в свободной воле в пользу Божьего суверенитета, на самом деле делает из Бога тирана, боящегося за Свои права и похожего на тоталитарного диктатора.

Напротив, Бог, обладая абсолютным суверенитетом, пользуясь им, наделяет нас свободой выбора. Об этом же говорит известный христианский апологет Норман Гайслер: «Бог – создатель факта наличия свободы, человек – создатель каждого свободного выбора. Бог создает человека, но человек является причиной избранных им действий. Бог дает человеку власть делать свободный выбор, но человек пользуется ею без какого-либо принуждения. Так, Бог ответственен за то, что дал человеку свободу, а человек – за то, как он ею пользуется».

Тозер рисует картину огромного океанского лайнера, чтобы помочь читателям понять взаимоотношения Божьего избрания и свободной воли человека. Лайнер направляется, скажем, из Ливерпуля в Нью-Йорк. Его курс определен и не может быть изменен (это иллюстрирует Божье предведенье и предопределение). Тем не менее, люди на палубах и многих каютах имеют возможность отдыхать и работать, читать и всматриваться вдаль океана, есть и спать, и заниматься множеством других дел. Они свободны в своем выборе, в то время как пункт его назначения и курс предопределены.

Взгляд: Если допустить, что человек имеет большую степень свободной воли, то не идет ли речь в этом случае о «зарабатывании спасения» делами? – Проблема. Этот взгляд подразумевает небиблейское определение дел, свободной воли и веры. Писание утверждает, что невозможно спастись делами закона (Рим. 3:20; Гал. 2:16). Шаг веры, который человек делает с помощью Духа Святого, является Божиим даром в том смысле, что без Божьей помощи он был бы невозможен. (Так, например, человек может быть настолько слаб физически, что без посторонней помощи неспособен самостоятельно подняться на ноги.) Но вера не является даром в том смысле, что она якобы существует вне человека (дается ему извне); нет, человек верит сам, это – именно его вера, но не без Божьей помощи.

Для пояснения позволю себе привести еще один пример из мира радио. Если вы придете в студию и захотите обратиться к широкой аудитории в прямом эфире, то, как бы небыли сильны ваши речи и убедительны слова, никто их не услышит, если они не будут усилены соответствующей передающей аппаратурой. Ваше обращение достигнет лишь потолка студии, если не пройдет через микрофон к передатчику, а оттуда – к множеству радиослушателей. Так и мы, без Божьей помощи, неспособны что-либо сделать. Иисус Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) Заметьте: Он не говорит, «тебе ничего не нужно делать, Я сделаю это вместо тебя», но скорее – «лишь со Мной твои действия будут иметь смысл и значение для вечности». Апостол Павел выразил ту же мысль такими словами: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Человек во Христе способен на осознанный и постоянный выбор в пользу добра посредством воли, добровольно подчиненной им воле Творца.

ВЫВОДЫ

Почему верное понимание темы свободной воли так важно для нас?

Прежде всего, это приносит славу Богу. Противоположный взгляд на свободу воли представляет Бога неким кощунственным тираном. В этом подходе Бог не дает человеку выбора, но по Своей суверенной воле (читай: произволу) спасает одних и, практически, губит других.

У Нормана Гайслера в книге «Избранные, но свободные» есть история о фермере, мальчиках и озере, которая иллюстрирует суть такого взгляда на спасение.  Суть этой притчи такова. Один фермер устроил в своих владениях пруд, который он огородил забором и повесил предупреждающие знаки со словами: «Не плавать – утонешь!» Несмотря на запрет, трое мальчишек все же проникли на его территорию, перелезли через забор и решили искупаться в пруду. Через некоторое время, пожелав вылезти на берег, они обнаружили, что не могут этого сделать. Когда они стали звать на помощь, пришел фермер, который, указывая на предупредительные таблички, сказал: «Я же вас предостерегал! Почему вы не послушались? Ну, хорошо, я буду милостив к вам». С этими словами он протянул руки и вытащил одного из мальчиков из воды. Затем он позволил остальным утонуть.

Гайслер оканчивает эту историю словами: «Если бы вы встретились с этим фермером, вы бы могли сказать, что это добрый и исполненный любовью человек, или, напротив, описали бы его бессердечным?»

Давайте сравним это с другой историей – известной историей затонувшего весной 1912 года корабля «Титаник». Тогда из находившихся на борту 2,228 пассажиров спаслись лишь 710. Причем, остальные погибли не потому, что не имели возможности спастись, а прежде всего потому, что верили в непотопляемость корабля и не спешили занимать места в спасательных шлюпках. Таким образом, драгоценное время и места для спасения были утеряны, поскольку большинство шлюпок отходили от корабля, заполненные лишь на треть или на половину их вместимости. Люди имели возможность остаться в живых, но из-за неверия утратили ее, избрав погибель.

Представим себе, что перед нами – один из матросов погибающего корабля. Он понимает сложность сложившейся ситуации и призывает всех немедленно покинуть корабль в одной из приготовленных им шлюпок. Он сам жертвует своим местом в шлюпке, чтобы дать возможность другим спастись. Но люди глухи к его призывам, многие смеются ему в лицо или считают умалишенным.

Кого более напоминает наш Бог в деле спасения – фермера в первой истории или спасателя с «Титаника» во второй? В какого Бога мы верим? Каким Его представляет нам Библия? Я позволю читателю самому ответить на эти вопросы.

Итак, вопрос свободы воли человека связан скорее не с самим человеком, а с образом Бога, в которого мы верим, и каким Он предстает нам на страницах Писания. Библейский взгляд на свободу воли предполагает такую картину спасения, в которой оно доступно всякому, кто пожелает, т.е. использует возможности, заложенные свободной волей (Ис. 55:1-3; Иоил. 2:32 – «всякий, кто призовет имя Господне, спасется»; Рим. 10:13). Бог, дарующий спасение каждому ценой самой драгоценной жертвы, принесенной Им на кресте, воистину достоин славы, восхищения и поклонения.

Далее, это позволяет нам серьезнее относиться к нашей ответственности. Защитниками взгляда о том, что у человека отсутствует свобода воли, обычно являются те, кто желают избежать моральной ответственности, возложив ее на кого-либо другого (например, на Бога) . Новый человек во Христе должен понять, что он – не машина с заложенной программой и не кукла в руках безликого рока, но тот, кто носит на себе образ своего Творца и что от его ежедневного выбора зависит, будет ли он иметь общение с Творцом, Который так этого жаждет (Быт. 3:9; Лук. 22:15; Откр. 21:3).

Наконец, это побуждает нас больше любить нашего Создателя.
Создавая мир, Бог, возможно, имел целый ряд различных комбинаций сочетания свободной воли человека и Его предрешенного выбора. Однако Он выбрал ту систему, в которой каждый человек является и абсолютно зависимым перед Ним, и морально ответственным перед Его лицом.

Господь желает иметь дело не с роботами, все мелочи внешней и внутренней жизни которых заранее запрограммированы, ибо такие создания были бы неспособными на любовь. Напротив, Он создал свободные существа для того, чтобы каждый имел возможность добровольного выбора союза с Ним. Бог возвышает нас до положения «сонаследников Христу» (Рим. 8:17), оказывая нам величайшее доверие и призывая к избранию правильного морального выбора в процессе освящения.

Как проявляется ныне наша свобода? Нам дана ответственность в том, чтобы быть временными управителями вверенных Богом нам духовных даров, ценностей и призвания (1Пет. 4:10; Тит. 1:7), тайн Божиих (1Кор. 4:1, 2); и Евангелия (1Кор. 9:17; Еф. 3:2).


Используемая литература:

  1. Сайзмор, Данвер. Жемчужины библейского учения. Москва, «Протестант», 2004, с. 10.
  2. Forlines, Leroy. Quest for Truth: Theology for a Postmodern World, Randall, 2001, p. 315.
  3. King, Dr. Noble. Christian Theology, chapter 14. http://www.wnking.com/christheology.htm
  4. Гололоб Г.А. Свобода воли: все «за» и «против» (статья).
  5. Hunt, Dave. Debating Calvinism: Five Points, Two Views, Multnomah Books, 2004, p. 335.
  6. Dunn, Ransom. A Discourse on the Freedom of the Will, p.16. http://library.freebaptist.net/index.php?option=com_content&task=view&id=37&Itemid=25
  7. Джексон, Уэйн. Заметки на полях моей Библии. Часть I – Ветхий Завет, Киров, 2000, стр. 26.
  8. Tozer, A.W. The Knowledge of the Holy, chapter 22. http://www.heavendwellers.com/hdt_chapter_22_koh.htm
  9. Geisler, Norman, quoted in Quest for Truth, p. 318.
  10. Geisler, Norman, Dr. Chosen But Free: A Balanced View of Divine Election. Bethany House, 2001.
  11. Dunn, p. 13.

About the Author

Вадим Гетьман

Пастор,

г. Федерал Вэй,

штат Вашингтон, США.

Comments (0)

Leave a comment

Please login to leave a comment. Optional login below.

Дорогие читатели

Приветствуем вас со страниц журнала «Злачные пажити»!  Этот номер посвящен вопросам, волнующим христиан сегодня.  Тема о спасении затрагивается уже в нескольких выпусках, но в этом номере она представлена весьма доступно для простого читателя.  Автор стать приводит жизненные примеры, помогающие сделать оценку вопроса о спасении.  Пастор Петр Кулишов, освящает вопрос об усердном труде на ниве Христа во славу Божию, сравнения и личный пример делают статью интересной для чтения и понимания.  Тема родителей и детей всегда необходима, для того чтобы напоминать родителям и детям Божьи наставления для благословенной жизни здесь на земле.  Эту тему осветил пастор Александр Каприян.  В весеннее время начинается подготовка к крещению, надеемся ,что статья «Крещение» послужит хорошим учебным материалом для готовящихся к крещению.  «Корень всех зол» - статья раскрывает тему о великом приобретении – быть довольным что имеешь.  Президент Альянса Александр К. Сипко раскрывает значение Вечери Господней для нас. В номере есть темы и для сестер-матерей и, конечно же, для наших детей и подростков.

Читайте, изучайте, получайте благословение!

Редакция журнала.

Нашы Авторы

  1. Aндрей Чепель
  2. Александр К Сипко
  3. Александр А Сипко
  4. Александр А Солодянкин
  5. Александр Борисов
  6. Александр К Сипко
  7. Александр Каприян
  8. Александр Лещенко
  9. Александр Н Семенчук
  10. Александр Негров
  11. Александр Скробко
  12. Александр Стовбырь
  13. Алексей И Коломийцев
  14. Алексей Марченко
  15. Алефтина Кипко
  16. Алина Голубева
  17. Алла Кипко
  18. Анатолий Максименко
  19. Андрей Чумакин
  20. Богдан Кипко
  21. Борис Бычков
  22. Борис В Шива
  23. Вадим Гетьман
  24. Валентина Силко
  25. Валерий Сыроватка
  26. Валерий и Елизавета Коньшины
  27. Василий Крамаревский
  28. Василий Шолька
  29. Виталий Бак
  30. Виталий Волчанский
  31. Виталий Титов
  32. Владимир Андриец
  33. Владимир Попов
  34. Владимир Стовбырь
  35. Владимир Шариков
  36. Владимир Шутов
  37. Владислав Петрашкан
  38. Григораш Алла и Шаталова Оксана_
  39. Даниил Сидляревич
  40. Евгений Балакирев
  41. Евгений Ивашко
  42. Елена В Солодянкина
  43. Елена Зиновчи
  44. Елена Ильницкая
  45. Елена Чепилка
  46. Елизавета Коньшина
  47. Иван Пискун
  48. Игорь Требушной
  49. Игорь В Серпевский
  50. Игорь Долбня
  51. Игорь Требушной
  52. К Андриевский
  53. К Л Лиховодов
  54. Коваль Любовь
  55. Константин Петренко
  56. Лариса Глихоман
  57. Лариса Серчеева
  58. Любовь Дементьева
  59. Людмила Генрих
  60. Людмила Шаболдина
  61. Мария Гусенкова
  62. Михаил В Иванов
  63. Михаил Марченко
  64. Надежда Храпова
  65. Наталья Анненкова
  66. Николай Краснокутский
  67. Нина Ширшина
  68. Нина и Таня Данч
  69. Оксана Марченко
  70. Оксана Шаталова
  71. Олег Бордак
  72. Олег Куксенко
  73. Оля Калмыкова
  74. П А Чумакин
  75. П Ф Ткачук
  76. Павел Болохов
  77. Павел Кобзарь
  78. Павел Тупчик
  79. Павел Ю Болохов
  80. Пресвитерский Совет
  81. Прислал Алексей Зуев
  82. Пётр Кулишов
  83. Раиса Куликова
  84. Татьяна Велит
  85. Ч Г Сперджена
  86. Юлия Шварц